Фото агентства городских новостей "Москва"
С момента, когда я окончил школу, прошло более 40 лет. Тогда тоже были государственные экзамены, в том числе письменные (математика и сочинение). Однако при поступлении в институт экзамены сдавали в самом институте. Для технических специальностей надо было сдавать четыре экзамена (математику – письменно и устно, физику и сочинение). Никаких платных групп не было. Конкурсы были реальными – от двух до двухсот человек на место.
Школа участвовала в процессе поступления в институты посредством среднего балла аттестата, который округлялся до половинных значений. Проходной балл вычислялся на основе суммы пяти значений – вступительных экзаменов и среднего балла. В ведущих вузах проходной балл был 24,5 или 25, что не позволяло выпускнику со средним баллом школьного аттестата на уровне 4 и ниже даже рассматривать себя в роли абитуриента в такой институт.
Единых для всех вузов программ вступительных испытаний не было. Каждый институт имел собственный набор задач по математике и физике, нюансы которых знали только посвященные. Узнать эти нюансы можно было либо бесплатно в вечерних физматшколах при вузах, куда тоже было непросто поступить, либо за деньги у репетиторов из самого вуза, в том числе и у тех, кто готовил эти задачи. Роль школы сводилась к существенному, но не основному среднему баллу в аттестате.
С внедрением ЕГЭ все изменилось. Вузы осуществляют конкурсный отбор абитуриентов на основе результатов школьных экзаменов. Есть ведущие университеты, которые все же проводят дополнительные внутренние испытания (ДВИ), но таких учреждений весьма немного. К тому же ДВИ отсекают только тех, кто получает по испытанию двойку. Таким образом, вроде бы устраняется разрыв между выпускниками разных школ.
ЕГЭ – система вполне здравая и направлена на соблюдение социальной справедливости. Только есть один нюанс. Не все выпускники 11-х классов стремятся получать высшее образование. Есть немало профессий, для получения которых 11 классов необходимы, а высшее образование не нужно. Поэтому сообщество старшеклассников очень разнородно: кто-то стремится, а кто-то не стремится. И отношение к ЕГЭ разное у всех учеников. Особенно отчетливо это проявляется в математике, где есть выбор между сдачей базового (можно сдать на четверку вообще без знаний математики 10 и 11-го класса) и профильного (на 100 баллов сдаст не каждый кандидат физико-математических наук).
Эта, на мой взгляд, порочная система работала много лет. ЕГЭ были обязаны сдавать все школьники. Вне зависимости от их дальнейших планов в аспекте образования. И только пандемия коронавируса вынудила пересмотреть работу системы. По крайней мере на этот год.
То решение, которое было принято по ЕГЭ, представляется мне вполне логичным. Те ученики, которые в вузы не поступают, ЕГЭ не сдают. А те ученики, которые поступают, сдают. Причем именно те экзамены, которые необходимы для поступления в конкретный вуз. Но при такой схеме ЕГЭ уже не ЕГЭ, так как отсутствует всеобщность сдачи экзамена. Это просто ГЭ, хотя он проводится в один день и по единым правилам. Собственно говоря, в советских школах так и было.
Что будет дальше? Прогнозы давать не хочу. Многое зависит от набора не вполне предсказуемых параметров. Тем не менее возможны три сценария.
Первый вариант – все останется в том состоянии, как было до пандемии. ЕГЭ будут именно ЕГЭ. И сдавать их будут все выпускники. Сильный аргумент за сохранение старого порядка – отлаженность системы.
Второй вариант – полная отмена ЕГЭ с переносом центра тяжести по вступительным экзаменам непосредственно в вузы. Очевидно, что университеты будут лоббировать такой порядок поступления. Причин много, чтобы отрезать школы от лакомого абитуриентского пирога.
Наконец, может сохраниться промежуточный вариант нынешнего учебного года. С одной стороны, социальная справедливость и примерно равные условия сдачи экзаменов сохраняются. С другой – незаинтересованные не сдают ненужное. Действительно, зачем заказывать такси, если вы никуда не едете? И при этом огромная экономия бюджетных средств.
комментарии(0)