Иллюстрация Pixabay.com
Мир переживает глобальный по охвату, уникальный по характеру и предполагаемым многоплановым последствиям кризис, вызванный коварным врагом – коронавирусом. Нет сомнения, что человечеству удастся через некоторое время преодолеть пандемию, но к жизни, которая придет на его замену, мы начнем относиться с большей серьезностью и ответственностью за свои действия.
Методы борьбы с неожиданным врагом в разных странах имеют свои особенности. Они объясняются накопленным профессиональным медицинским опытом, материальной базой системы здравоохранения, климатическими, территориальными и многими иными различиями. Но, вместе с тем, в ходе этой борьбы проявились и некоторые общие черты, характерные для ряда стран, которые оказали прямое влияние на скорость преодоления у них привнесенного извне кризиса. И стало ясно, что среди важнейших оказались особенности поведенческого характера, проявленные населением, с разной степенью готовности и точности реагирующим на квалифицированные советы и команды, получаемые от компетентных органов своих стран в связи с неожиданно обострившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой.
Так, с доверием к полученным от своих властей рекомендациям отнеслось традиционно законопослушное население Германии. Как результат, на ее территории течение эпидемии пошло по умеренно напряженному варианту. Послушно выполнялись команды, дававшиеся властями воспитанному в традициях строгой дисциплины населению Китая. Четкость принятия ограничительных мер, скорость воплощения в жизнь рекомендаций позволили этой стране в относительно короткий срок сузить размах эпидемии и перевести ее острую фазу на рельсы планомерной работы по ее ликвидации. Жители обеих стран показали высокий уровень дисциплины и уважения к правилам поведения и указаниям своего руководства. Вероятно, это свидетельствует о воспитанном у людей доверии к рекомендациям своего руководства, избравшего наиболее эффективный путь решения стоящих задач.
А как же обстоит дело у нас с взаимопониманием между населением и администрацией, когда требуется быстро достичь результат в каком-то важном деле? Ведь у нас тоже накопилась масса традиций, в том числе и в поведенческой области! Часть из них укоренилась даже в устойчивых пословицах и поговорках, остающихся актуальными и по сей день.
Действительно, любим мы “тянуть” время по назревшему, а то и перезревшему вопросу, будто бы действительно ждем, когда встрепенувшийся петух своим чувствительным клювом заставит нас срочно взяться за его решение. А то “спим под шапкой” и ждем, когда грянувший гром оповестит, что пора “креститься”, и даст знать, что уже “вагончик тронулся” а перрон остался, притом вместе с нами, и вот теперь надо героически преодолеть еще и эту трудность – догнать!
А может быть уже пришло время, чтобы некоторые милые нашему характеру и сердцу привычки сдать в архив, так сказать, актуализировать, по крайней мере в сферах, в которых они играют против нашего же благополучия? Да, это непросто. Корректировка того, что укоренилось почти генетически, потребует принятия мер, вызывающих доверие, формирующих нужные навыки, побуждающие людей к их добровольному применению.
Как основные параметры качества воды в океане можно определить всего лишь по одной, взятой из него капле, так и положение с доверием населения к принимаемым администрацией решениям можно наглядно показать на конкретном примере одной всем знакомой сферы жизни, например, автомобильных дорог и управления дорожным движением.
Это правда, что качество дорог в стране, притом не только в столице и на ближайших к ней территориях, за последние годы разительно изменилось в лучшую сторону. Однако, давно не секрет, что еще немало автодорог таят для водителя неприятные сюрпризы, формирующие у него неверное представление о дорожной обстановке. Постепенно привыкая вносить свою поправку в получаемую дорожную информацию, водитель корректирует свои действия, например, изменяя скоростной режим вопреки установленным на обочине дорожным знакам. Можно себе представить, сколько и какие “эмоции” невольно выражают водители, едущие по дорогам, где:
а) вовремя не убраны с дороги (сразу после завершения ремонтных работ) “временные” дорожные знаки;
б) хорошее состояние дорожного покрытия и общая благоприятная обстановка почему-то не соответствуют существующему ограничению скорости движения на отдельных участках загородных автодорог и в населенных пунктах, стоящих на транзитных трассах;
в) “лежащие полицейские” вперемежку с многочисленными ямами и неровностями на нашпигованных ограничивающими скорость знаками (40 км) участках “оживленных” улиц некоторых небольших городков (например, Углич). Невольно напрашивается вопрос: а не выгоднее ли во всех отношениях было бы в первую очередь привести в порядок дорожное полотно, тем более в населенном пункте, стоящем на популярном туристском маршруте “Золотого кольца”?
Примеров разочарования водителей качеством дорог много. А оставленные на них следы от низко квалифицированного ремонта, “пофигизма” при выставлении дорожных знаков (или отсутствии их там, где это необходимо) вызывают открытое возмущение. Но что самое печальное, водители привыкают с недоверием относиться к установленному режиму дорожного движения, у них не формируется внутренняя готовность к соблюдению ПДД и действующего законодательства в целом.
В прессе все отчетливей звучит мысль о том, что после завершения в стране эпидемии последствия коронавируса скажутся, помимо здравоохранения, на многих других сторонах нашей жизни. И очень важно. чтобы из борьбы с этим злом мы сумели извлечь для общего блага нужные уроки, добиться большего взаимопонимания между обществом и властью, повысить ответственность органов управления за качество и обоснованность разрабатываемых мер и укрепить к ним доверие населения.
комментарии(0)