Фото pixabay.com
Чем дальше в историю уходят трагические и в то же время героические дни совместной борьбы стран – членов антигитлеровской коалиции против нацистской Германии, чем более грозным становится новый вызов планетарного масштаба, тем важнее сосредоточиться на том, что объединяет, а не разъединяет союзников. Мы все еще живем в разобщенном мире, но в относительно недавнем прошлом был период, когда народы, разделенные сегодня политическими и идеологическими барьерами, смогли объединить силы в борьбе с глобальной опасностью.
Это тем более актуально сейчас и не столько потому, что близится юбилей великой Победы, сколько потому, что мировая цивилизация столкнулась с проблемой, для решения которой сил и ресурсов одной страны явно недостаточно. Именно сегодня стоило бы сбросить идеологические шоры и признать неоспоримые исторические факты, связанные с международным братством по оружию, ведь оно включало в себя далеко не только помощь по ленд-лизу, какой бы существенной и критически важной она ни была.
Вторая мировая война останется в памяти народов как грандиозное противостояние сил добра и зла, в которое так или иначе были вовлечены свыше 1,7 млрд человек. Только на стороне союзников по антигитлеровской коалиции в боевых действиях участвовали до 100 млн военнослужащих. В это число входят более 16 млн американцев: 2 млн из них воевали непосредственно против гитлеровской Германии, остальные – против Японии. Японская эпопея – это тоже наша общая история, поскольку в победу на Дальнем Востоке огромную лепту внесли и советские, и американские военнослужащие. Неслучайно официальная дата окончания Второй мировой войны приходится на 3 сентября – следующий день после того, как Япония официально подписала акт о капитуляции.
Население Соединенных Штатов к 1945 году составляло 140 млн человек. Если свыше 16 млн из них воевали, то это значит, что на фронтах сражались примерно 11,4% всех американцев. По меркам новейшей истории это немало. К сожалению, биологические законы во всех странах одинаковые, независимо от экономических и идейно-политических различий. Героическое поколение тех, кто не жалел своей крови и самой жизни для победы над нацизмом, постепенно, но неумолимо уходит как в России, так и в США.
Согласно статистике Департамента по делам ветеранов США, в 2019 году в живых оставались 389 292, или чуть более 2% от общего числа воевавших. И это притом, что в 2018 году их было на 100 с лишним тыс. больше. По имеющимся данным, каждые три года число участников войны в стране сокращается примерно в два раза. По самым оптимистичным прогнозам, через десять лет или еще раньше поколение победителей полностью канет в Лету. Еще бы: ежедневно из жизни уходят почти 300 ветеранов в силу их преклонного возраста, не говоря о тех, кто сейчас становится жертвой пандемии. А таких немало. Хотя специалисты утверждают, что вирус не щадит ни пожилых, ни молодых, у инфицированных участников войны, которым сегодня, как правило, далеко за 90 и больше, шансов выжить намного меньше, чем у заболевших, относящихся к другим возрастным категориям.
Нагляднее всего это подтверждает ситуация в Нью-Йорке, который, как известно, лидирует в мировом антирейтинге по количеству заразившихся и, скорее всего, вот-вот займет первую строчку в скорбном списке антилидеров по числу умерших. На долю тех жителей города, чей возраст превысил 75 лет (не говоря уже о 95-105-летних), приходится порядка 1100 летальных исходов на 100 тыс. человек; в группе от 65 до 74 лет – 433, а в категории от 45 до 64 лет – 133,4.
Но перейдем к конкретным судьбам. Так, Филип Канн, 100-летний ветеран (во время Второй мировой войны – сержант ВВС, бортинженер и второй пилот истребителя), заразился коронавирусом, был госпитализирован в графстве Нассау (штат Нью-Йорк) и через неделю, 17 апреля, скончался. По иронии судьбы его брат-близнец, родившийся, как и Филип, в декабре 1919 года, умер спустя несколько недель после рождения, став жертвой «испанки» – другой, еще более масштабной, чем нынешняя, пандемии (она унесла жизни порядка 50 млн человек во всем мире, из них только в США – 675 тыс.).
Пройдя через невероятные испытания, Филип Канн не боялся уже ничего, кроме эпидемии. Но именно она и настигла его на 101-м году жизни. Из-за жестких ограничений церемония прощания была скромной. Вместо традиционного воинского салюта в честь усопшего ветерана в последний путь его провожали только двое военнослужащих ВВС, да и то державшихся на расстоянии.
Еще один ветеран, 102-летний Дэвид Коэн из Массачусетса, скончался 10 апреля. В этот же день, несколько часов спустя, ушла из жизни и его супруга. Оба стали жертвами коронавируса. Коэны прожили в браке 78 лет; за все эти годы они расстались единственный раз – на период воинской службы Дэвида в действующей армии США 75 с лишним лет назад.
Однако не все сегодня окрашено в черные тона. Например, 101-летний Сэмьюэл Нильва из Миннеаполиса, бывший американский военнослужащий, переживший все ту же «испанку», Вторую мировую войну и операцию на мозге, выжил после того, как был срочно госпитализирован из-за заражения коронавирусом. Медикам, собравшимся на церемонию по поводу выписки, казалось бы, безнадежного пациента, Сэмьюэл сказал: «Бывали вещи и похуже, но мы же пережили их!».
Ветеран начинал на флоте, затем из-за болезни перешел на службу в Следственный департамент армии США, где занимался расследованием преступлений, совершенных военнослужащими. Символично, что именно Нильва в течение многих лет декорировал американскими флажками воинские захоронения в День памяти (отмечается ежегодно в последний понедельник мая).
Еще один ветеран, 104-летний Билл Лапшиес из Орегона, тоже прошел через «огонь и воду». Он заразился коронавирусом и попал в госпиталь еще в начале марта. Врачи были уверены в летальном исходе, но Билл оказался «крепким парнем». По случаю его возвращения из больницы родные устроили настоящее торжество, несмотря на строгие правила социального дистанцирования.
Учет ветеранов Второй мировой войны ведется на всей территории США. Согласно статистическим данным, американские участники войны предпочитают жить в Калифорнии (около 40 тыс.), Флориде (39 тыс.), Техасе (22,7 тыс.), Пенсильвании (20,6 тыс.), Нью-Йорке (20,3 тыс.) и Огайо (15,3 тыс.). Именно эти штаты в 40-е годы прошлого века дали армии наибольшее число призывников. Несмотря на то, что приведенные данные относительно свежие (2019 г.), пандемия, к сожалению, уже внесла и еще наверняка внесет в эту статистику определенные коррективы.
Кто же подпадает под категорию ветерана? Это не праздный вопрос, поскольку в Соединенных Штатах официально признанным участникам Второй мировой полагаются определенные и довольно существенные льготы: солидная пенсия, субсидированные медстраховки и ипотечные кредиты, возможность жить в специализированных домах и лечиться в отдельных медучреждениях, пособие по инвалидности и полная компенсация расходов на похороны. Не углубляясь в детали, следует сказать, что к этой почетной категории граждан относятся бывшие военнослужащие регулярных сухопутных, военно-воздушных и военно-морских подразделений армии США, уволенные в свое время в запас или освобожденные от воинской повинности по причинам, не связанным с каким-либо проступком.
Сегодня вопросами предоставления льгот американским гражданам – участникам Второй мировой войны занимаются правительственный Департамент по делам ветеранов и назначаемая им администрация. Интересы ветеранов представляют несколько общественных структур, среди которых выделяется организация «Друзья Национального мемориала в честь участников Второй мировой войны» со штаб-квартирой в Вашингтоне. Она спонсирует памятные мероприятия и образовательные программы, посвященные каждой крупной битве тех времен, включая и те сражения, которые гремели на восточном фронте.
К сожалению, церемония в ознаменование 75-летия со дня окончания боевых действий в Европе, запланированная в Национальном мемориале, отложена «до особого распоряжения» в связи с пандемией, как и парад Победы в Москве. Это касается и других мероприятий подобного рода.
Сложившаяся ситуация весьма огорчительна: ведь годы идут, а с ними достоянием истории становится и общее героическое прошлое наших народов. По историческим меркам еще совсем недавно, всего десять лет назад, мы были свидетелями волнующего зрелища, когда подразделения союзников по коалиции промаршировали по Красной площади в Москве.
Празднование 75-летия Победы, которое должно состояться в России до конца этого года, стало бы прекрасным поводом для того, чтобы еще раз продемонстрировать миру торжество объединенных усилий. Символическое участие союзников в юбилейном параде в какой бы то ни было форме следовало бы повторить. Забывать или игнорировать славные страницы боевого содружества наций в угоду текущим политическим соображениям недопустимо. Тем более в условиях, когда над человеческой цивилизацией нависла угроза пандемии, создающая объективные предпосылки для объединения международных усилий в борьбе с этим злом.
Вашингтон
комментарии(0)