Фото Романа Смирнова / НГ-Online
Победа советского народа в Великой Отечественной войне – событие библейского масштаба, каковых в истории человечества было очень мало. Суть библейского события заключается в том, что оно организует духовный выбор человечества, определяющий весь его дальнейший путь на столетия вперед.
Пристально вглядываясь в нравственный контекст всего довоенного мира, невооруженным взглядом видно, что все общественное развитие, за исключением СССР, очень сильно определяли идеи расового превосходства и социального дарвинизма. Нацистская идеология стала воплощением крайне националистического взгляда на мир, но в более умеренном выражении эти идеи были присущи отнюдь не одной фашистской Германии. Ведь недаром до войны Гитлер, несмотря на открыто высказываемые им человеконенавистнические взгляды, пользовался несомненным уважением в Европе, а сам фюрер немецкой нации вдохновлялся тем, как правильно в Соединенных Штатах с помощью геноцида был решен индейский вопрос.
Часть Европы стала прямым союзником гитлеровской Германии, а остальная часть, почти вся сдавшаяся без особого сопротивления, стала союзником косвенным. Победи гитлеризм Советский Союз, в последующий исторический этап существование людей в парадигме «раб–господин» стало бы общепринятой нормой отношений. Темные составляющие человеческой натуры возобладали бы над ее светлыми сторонами, языческий идеал победил бы идеал христианский. Фактически в поворотный момент бытия, когда решалось, кто победит в смертельной схватке – свет или тьма, СССР стал абсолютным добром, выступившим против абсолютного зла и спасшим человечество от наступления эры Темного Времени.
В библейском событии личное до неразличимости сливается с общественным. На исход планетарного события индивидуальный выбор человека влияет лишь тогда, когда совпадает с выбором миллионов, и только неимоверное усилие народа на развилке истории способно направить ее движение в то или иное русло. Советский народ сумел осуществить функцию творца эпохи исключительно благодаря беспримерному единению в ощущении, что жизнь и судьба твоей семьи, твоей Родины выше твоей личной жизни и судьбы, что дух выше плоти, что в борьбе за свободу и справедливость можно отдать свою жизнь.
Любой, кто мало-мальски интересуется историей Великой Отечественной войны, поражается тому, что самопожертвование на фронте и в тылу представало рядовым явлением, что в порядке вещей было, «смертию смерть поправ», погибать за правое дело. Более того, остаться живым, но не победить, считалось недопустимым. Великая Отечественная война воистину явилась подвигом народа, ибо не существовало такой жертвы, на какую народ не пошел бы во имя достижения Победы, ставшей олицетворением идеала любви, добра, справедливости. Советский народ сделался народом-героем и народом-мучеником одновременно, а предавших идеал почитал отступниками и иудами, которым не было и нет прощения.
В библейском событии стирается грань между земным и небесным. Точно такое происходит в момент подвига. Восхождение от обывательского к тому, что выше тебя самого, поднимает личность над всем мирским и на всю оставшуюся жизнь оставляет неизгладимый след единения с идеалом. Когда же подобное происходит с огромным народом, да еще и коренным образом влияя на судьбы мира, то содеянное им меняет сознание народа, делая его убежденным носителем тех библейских ценностей, которые он отстоял ценой подвига.
Великая Отечественная война явилась апокалиптическим столкновением идей человеческого равенства и неравенства. Необходимость защиты равенства людей в качестве постулата вошла в плоть и кровь народа-победителя, равно как и ощущение духа как действенного механизма преобразования реальности.
Прошедшее по судьбе каждой семьи не может не стать частью народной памяти, библейское событие через нее входит в культурный код нации и продолжает себя во времени, превращаясь в библейскую традицию. Что есть наш Бессмертный полк, как не гражданский Крестный ход, в котором идут совсем разные люди, объединенные общей верой, с фотографиями своих родных и близких.
Победа сделала безусловным принцип неотделимости личного благополучия от благополучия всеобщего. Победа духовную общность народа, в религиозной традиции именуемую соборностью, возвела в ранг производительной силы общества. Победа частью нашей самоидентификации сделала верность простым, идущим от первых христиан, идеалам равенства, справедливости и необходимости жертвовать собой во имя их защиты. Если бы это было не так, то в период смуты, неочевидности идеалов, а то и явного попрания вообще каких-либо идеалов наш народ не выдержал бы искушения золотым тельцом и вседозволенностью и, перестав существовать в духовном единстве, превратился бы в совокупность разобщенных, жаждущих одного лишь удовольствия индивидов.
Наш народ от духовной деградации спасли не отступившая и героически полегшая в кавказских горах рота псковских десантников, скромный аэродромный служащий, двенадцать лет по собственной инициативе поддерживавший в состоянии готовности выведенную из эксплуатации, затерянную в тайге взлетно-посадочную полосу, что позволило приземлиться на нее терпящему бедствие авиалайнеру.
Наш народ от предательства самого себя спас личный выбор миллионов никому неизвестных людей, выполнявших долг перед самим собой, чье поведение было подобно поведению бойцов осажденной Брестской крепости. Подобно тому, как в 1941 году разбитые, лишенные управления части Красной армии героически дрались до последнего, выигрывая для страны драгоценное время, в наши дни миллионы людей, верные идеалам Победы, сдерживали напор дьявольской машины тотального индивидуализма и давали возможность всем остальным очнуться от морока культуры личного эгоизма, прийти в себя, чтобы, осознав кто ты, откуда ты и куда ты идешь, встать в ряды Бессмертного полка.
Но зло никуда не исчезло из человеческой натуры, а притаилось до той поры, пока в условиях нарастания мировых противоречий не стало активно востребовано теми, кто внутренне склонен к идеям собственного превосходства. Среди них множество потомков тех, кто сражался на стороне нацизма, потворствовал ему или склонил перед ним голову. Битва добра и зла, непрерывно творящаяся внутри человека, выведена на поверхность потребностями таких людей и целых общественных структур в деле защиты своей исключительности опереться на ценности, осененные тысячелетиями духовной истории человечества. Таковых немного, и все они входят в пантеон Победы, а следовательно, принадлежат нам – ее наследникам и хранителям, тем, кто является непримиримым противником всех, притязающих на какую-либо форму господства человека над человеком. Отсюда патологическое стремление их, в душе своей делящих людей на «чистых и нечистых», развенчать Победителей и присвоить себе моральное право судить всех и вся.
Излюбленный прием всех манипуляторов – подмена белого черным. В отношении Победителей подобное осуществляется выдвижением лозунга одинаковости духовных установок нацизма и коммунизма. При этом иезуитским образом игнорируется абсолютно интернациональный характер исповедовавшего коммунистическую идеологию Советского Союза, который вел битву с фашизмом за мир, где «нет ни эллина, ни иудея». В столь предвзятом с точки зрения идеологии взгляде на прошлое нельзя не заметить подспудного желания хоть как-то обелить нацизм и оправдать Европу, которая, войдя в Третий рейх, практически приняла идею европейского сверхчеловека, венцом коего был германский сверхчеловек.
Наша Победа спасла нас и мир от забвения библейских ценностей. Теперь святая память об этой Победе сама становится библейской ценностью.
комментарии(1)
0
Игорь 18:29 03.05.2020
Только не забывайте геноцид советсткого народа развязанный сталиным. И выбора никакого не было в том свете, в каком преподносит его автор.