Фото сайта kremlin.ru
Год назад, 25 апреля 2019 года, во Владивостоке прошла первая и пока единственная встреча между президентом РФ Владимиром Путиным и председателем Госсовета КНДР Ким Чен Ыном. Состоявшиеся переговоры, сообщил на пресс-конференции по их итогам российский президент, прошли «конструктивно и по-деловому, в дружеской атмосфере, традиционной для отношений» между нашими странами». В свою очередь, лидер КНДР заявил о своей «твердой решимости продолжать курс корейско-российской дружбы, имеющей глубокие исторические корни и давние традиции» и вывести двусторонние отношения на «новый, более высокий уровень».
В наши дни, когда будет отмечаться 75-летие разгрома фашистской Германии и когда во многих странах, освобожденных от нацистского ига Красной армией, нынешние политики пытаются замолчать подвиг советского народа и даже сносят памятники освободителям, россиянам было тем более приятно услышать из уст лидера КНДР слова о том, что корейский народ «помнит и будет вечно хранить память» об этом подвиге, «сыновьях и дочерях российского народа, отдавших жизнь за освобождение Кореи».
В Москве ценят, что по целому ряду международных проблем наши страны занимают аналогичные или схожие подходы. КНДР голосует в поддержку позиции РФ по многим важным вопросам в ООН, в том числе по ситуации в Украине и по Крыму. Разумеется, это не означает, что между странами-соседями не могут возникать недоразумения. Примером стали произошедшие осенью 2019 года инциденты, связанные с действиями северокорейских рыбаков в исключительной экономической зоне РФ в Японском море.
Развитие экономических связей между нашими странами продолжает сдерживаться санкциями СБ ООН (за которые не всегда дальновидно проголосовала и РФ), введенными против КНДР с целью вынудить ее свернуть ракетно-ядерную программу. Так, Россию покинули практически все рабочие из КНДР, которые играли заметную роль в функционировании строительного комплекса и сельскохозяйственного кластера на Дальнем Востоке.
Радикально изменить положение к лучшему не только в экономике, но и в ситуации на полуострове в целом могла бы реализация крупных многосторонних проектов с участием России, КНДР и Республики Корея (РК). Именно об этом напомнил во Владивостоке российский президент. Но сказывается «дефицит суверенитета» у Сеула.
В то же время Россия категорически не приемлет односторонних санкций, наложенных на КНДР США. РФ вместе с Китаем неоднократно пыталась добиться частичной отмены или ослабления тех санкций, которые оказывают отрицательное влияние на гражданские отрасли и уровень жизни северокорейцев. Москва обращала внимание США, что их зацикленность на политике «максимального давления» даст прямо противоположные результаты, что и продемонстрировала серия испытаний ракет, проведенная Пхеньяном в течение 2019 года.
Многие наблюдатели не преминули отметить, что северокорейский руководитель впервые отправился в Россию спустя семь с лишним лет после прихода к власти и уже после того, как он дважды встретился с президентом США Дональдом Трампом, трижды в течение 2018 года – с президентом РК Мун Чжэ Ином, не говоря уже о нескольких почти ритуальных поездках в Китай. «Логическим» выводом из этих наблюдений стали утверждения о якобы «маргинальной» роли России в решении ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП).
Эти «аналитики» уже подзабыли, что именно благодаря усилиям России несколько раз удавалось перезапускать то и дело «зависавшие» переговоры по ЯПКП, проходившие в 2003–2008 годах с участием США, КНР, России, Японии, КНДР и РК. А вереница саммитов 2018–2019 годов, равно как введенный КНДР в порядке доброй воли одностороний мораторий на ядерные испытания и пуски ракет большой дальности, на что американцам и южнокорейцам пришлось ответить сокращением масштабов и количества совместных военных учений, – все это вполне укладывается в предложенную еще летом 2017-го в Москве российско-китайскую инициативу «двойной заморозки» и перехода к двусторонним контактам с целью добиться поэтапного продвижения к денуклеаризации полуострова.
Похоже, что на Западе не могут понять и смириться с тем, что Москва раз за разом способна предлагать гораздо более реалистические подходы к решению ЯПКП, основанные, в частности, как отметил во Владивостоке Путин, на международном, а не на кулачном праве. Если бы этого удалось добиться, указал он, то это стало бы важнейшим шагом на пути к разрешению подобных сложных ситуаций, как та, что сложилась на Корейском полуострове.
Судя по практическим действиям российской дипломатии, Ким Чен Ыну удалось заручиться пониманием его подхода к решению проблемы денуклеаризации поэтапно, путем взаимных синхронизированных уступок. После неудачного саммита в Ханое, где эта северокорейская линия столкнулась с американской идеей «большой сделки», при которой КНДР должна сначала полностью разоружиться и только потом рассчитывать на учет ее озабоченностей, такая поддержка со стороны Москвы была для Пхеньяна более чем важна.
комментарии(0)