Фото Yunus Keles/Anadolu Agency/Getty Images
Из Ирака приходят сообщения об активизации ячеек «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в ряде северных провинций. Нападения на военнослужащих иракской армии и курдских пешмерга, представителей местных органов власти происходят в провинциях Киркук, Дияла, Анбар, Ниневия и Салах-эд-Дин.
Так, в районе г. Ханакин (провинция Дияла), что располагается недалеко от границы с Ираном, джихадисты в последнее время в четыре раза увеличили интенсивность минометных и ракетных обстрелов блокпостов иракских сил безопасности. Минометным обстрелам стали подвергаться густонаселенные районы городов Туз-Хурмату и Амерли (провинция Салах-эд-Дин), чего не наблюдалось более двух лет. На юге провинции Киркук боевики похитили четверых иракских военнослужащих. Они якобы являются сотрудниками военной разведки Ирака. В этой же провинции резко возросло количество нападений на подразделения курдских пешмерга.
Активизации ИГ способствует ряд благоприятствующих этому факторов. Прежде всего это сокращение американцами и их союзниками по западной коалиции своего присутствия в этом регионе Ирака, плохое взаимодействие между собой иракских вооруженных формирований в вопросах борьбы с ИГ, а также эпидемия коронавируса.
К 29 марта Австралия, Великобритания, Испания, Франция, Новая Зеландия, Нидерланды, Португалия и Чехия отозвали из Ирака почти всех своих военнослужащих. Официально объявлено, что сделано это для защиты их от коронавируса и участившихся нападений на силы коалиции. Напомним, что 11 марта по военной базе Таджи был нанесен удар реактивными снарядами типа катюша. В результате погибли два американских военнослужащих и один британский.
Подразделения армии США покинули свои базы в Мосуле, Абу-Грейбе (неподалеку от Багдада), Аль-Каиме (вблизи сирийской границы), Кайяре (западный Ирак), Киркуке и Такаддуме (провинция Анбар). Они передислоцированы на базы Аль-Асад и располагающуюся в районе аэропорта Эрбиля (Курдистан), которые лучше защищены и после ракетных ударов Ирана 8 января прикрыты системами противоракетной обороны.
Как утверждают некоторые местные источники, если до убийства генерала Сулеймани между иракскими и американскими военными шел обмен развединформацией, то сейчас его нет. Такое взаимодействие сохранилось только у курдов. Их антитеррористические подразделения и отряды пешмерга продолжают проводить контртеррористические операции совместно с американскими военными в провинции Киркук.
В провинции Анбар, где в контртеррористических операциях принимают участие подразделения иракской армии, такого взаимодействия уже нет. Американцы перестали оказывать им воздушную поддержку и вести сбор разведывательных данных в их интересах. Сейчас они больше сосредоточены на защите мест дислокации и мерах по предотвращению распространения коронавируса на базах: американские военные на встречи с иракскими военными приезжают теперь исключительно в масках и перчатках. В результате всего этого, по словам некоторых иракских журналистов, огромная по площади пустыня Амбар, где в подземных схронах укрываются боевики ИГ, осталась фактически без присмотра. Как считают некоторые офицеры иракских Сил специальных операций (ССО), на которых выпала основная нагрузка по борьбе с ИГ, без американской поддержки, особенно с воздуха, ни иракские военные, ни племенные ополчения не смогут окончательно подавить террористов.
Сегодня иракские вооруженные силы официально состоят из собственно армии, ССО, Сил народной мобилизации («Хашд аш-Шааби») и курдских пешмерга. Но фактически они раздроблены, а взаимодействие между формированиями различной подчиненности, мягко говоря, на довольно низком уровне. Входящие в «Хашд аш-Шааби» отряды, в частности «Асаиб Ахль аль-Хакк», «Катаиб Хезболла» и «Организация Бадра», при проведении операций в суннитских районах занимаются поборами и грабежами, чем только способствуют вербовке новых членов в ИГ. Нередко они диктуют свои условия иракской полиции и силам безопасности.
Но если пандемия COVID-19 заставила свернуть операции правительственной армии, то ИГ это делать не намерено. В последнем номере своего пропагандистского журнала «Аль-Наба» джихадисты призвали своих членов усилить атаки на «страны-крестоносцы», пока они отвлекаются на коронавирус.
Во многих отношениях само ИГ достаточно хорошо приспособлено для операций во время пандемии. Его отряды действуют автономно, живут в удаленных укрытиях и подземных убежищах, используют тайники с едой и водой, регулярно пополняемые пособниками из числа местных жителей, в качестве источников электроэнергии используют солнечные батареи.
Избегая риска заражения коронавирусом, джихадисты, согласно указаниям своих руководителей, начали принимать меры личной гигиены (мыть руки, прикрываться при кашле и чихании) и соблюдать социальное дистанцирование задолго до мер, объявленных иракским правительством. При этом инструкция для боевиков, как действовать в условиях пандемии COVID-19, составлена с учетом мирового опыта.
По утверждениям иракских курдов, боевики ИГ, действующие в провинции Киркук, опытнее джихадистов, оперирующих в других провинциях севера Ирака. В связи с этим, как сообщают из Эрбиля, курды намерены продолжить сотрудничество с американскими военными в борьбе с ними. Уже достигнута договоренность о возобновлении тренировок американскими инструкторами пешмерга и курдских подразделений антитеррора, как только распространение коронавируса пойдет на спад. По всей видимости, речь идет о конце мая.
ИГ потеряло в Ираке власть, но у организации есть потенциал (финансы, кадры, оружие, связи) восстановиться снова. По некоторым данным, в его рядах насчитывается сейчас до 4 тыс. боевиков, не считая осведомителей на местах. В основном это родственники убитых джихадистов и идейные сторонники халифата. Чтобы окончательно положить ему конец, одной силы недостаточно. Прежде всего необходима кропотливая работа по восстановлению разрушенного войной, чтобы восстановить у местного населения веру в государство.
комментарии(0)