Фото wikipedia.org
«В юном месяце апреле» 1970-го на свет появился новый музыкальный коллектив, которому суждено было стать одним из самых известных детских хоров на советском, а теперь уже и постсоветском пространстве. Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио (БДХ) был создан по инициативе дирижера, хормейстера Виктора Сергеевича Попова. В этом году хору исполняется 50 лет, и теперь он носит имя своего основателя, ушедшего из жизни в 2008-м.
Пяти поколениям девчонок и мальчишек, имевшим счастье провести детские годы в БДХ, повезло. Это было яркое, творческое, насыщенное и необычайно счастливое детство. Сама я пропела в этом хоре девять лет – со второго по десятый класс. В то время песни в исполнении БДХ не слышал только ленивый, а знаменитые «Пропала собака», «Вместе весело шагать», «Крылатые качели» и «Прекрасное далёко» звучали по радио и на ТВ чуть ли не каждый день.
Попасть в БДХ было престижно. Когда объявлялся очередной набор в хор, во дворе школы, где проходили занятия, выстраивались огромные очереди из детей и их взволнованных родителей. И если любимое чадо после прослушивания выбегало во двор с заветной бумажкой, на которой были написаны день и время первых занятий, это был праздник. А дальше начиналась совсем другая жизнь – с репетициями, записями на радио, съемками на телевидении, концертами на самых лучших площадках страны, гастролями по СССР и за рубежом.
Воспоминаний множество, и начинаешь теряться, гадая, о чем же рассказать в первую очередь. Поэтому просто перетасую колоду памяти и буду вытаскивать оттуда что-то наугад.
Каждый год, весной, в Колонном зале Дома Союзов проходил отчетный концерт хора, где выступали все группы. Репертуар обычно был серьезным, классическим – духовная и светская музыка русских композиторов, а также произведения Моцарта, Баха, Бетховена, Генделя. Что касается духовной музыки, в советское время, разумеется, невозможно было исполнять произведения с такими, к примеру, словами, как «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!», поэтому подобные «крамольные» тексты заменялись на нейтральные – «Славу поем мы солнцу». Впрочем, в музыкальном плане произведения от этого хуже не становились.
Наш хор был традиционным участником суперпопулярной передачи «Песня года». Вечером 1 января вся страна, утомленная встречей Нового года, усаживалась перед телевизорами и, поедая остатки вчерашнего «оливье», смотрела большой концерт. В свой второй хоровой год я участвовала в съемках «Песни года». Исполняли «Крылатые качели», а из зала на нас, умиляясь, смотрели корифеи эстрады. Недавно, просматривая эту запись, увидела, например, аплодирующего Леонида Утесова!
Гастроли у нас были круглый год. И по стране, и за рубежом. Поездки с хором – всегда праздник, радость, приключение. И не важно, что в гостинице в Ярославле, Тюмени или Свердловске нет в номере душа и туалета и живем мы впятером в одной комнате. Зато мы вместе, нам весело, интересно, мы – как взрослые артисты, мы – на гастролях! Справедливости ради стоит отметить, что не всегда мы жили в таких условиях. В том же Ярославле как-то раз у всех были одноместные номера. Правда, тогда это воспринималось не как благо, а скорей наоборот. Нам же хотелось общаться, пить традиционный вечерний чай с привезенными из дома конфетами и болтать о своем, о девичьем.
Особая радость – зарубежные гастроли. Не стоит забывать, что в советские годы за границу выезжали далеко не все, это было не таким уж простым делом. Нам, старшеклассникам, комсомольцам, приходилось получать характеристики, где у всех, как под копирку, было написано «морально устойчив(а), политически грамотен(а)».
За рубежом в основном жили по семьям, что давало возможность и язык подтянуть, и изучить заграничный быт изнутри, и, чего греха таить, получить какие-нибудь интересные подарки. Дарили советским детям в основном одежду. Или еще что-то такое, что у нас было не так просто достать. Помню, в Голландии я жила в одной семье со своей подругой Соней. Были мы с ней заядлыми битломанками. Узнав об этом, интеллигентная голландская семья, состоящая из папы-полицейского, мамы – учительницы музыки и двух прекрасных мальчуганов, подарила нам по кассете с записями группы Beatles. Счастью нашему не было предела! Но и мы в долгу не оставались. За рубежи нашей Родины с пустыми руками не выезжали. Везли в основном российскую экзотику: матрешки, самовары, изделия народного творчества. И почему-то обязательно банки с красной икрой. Когда мы подарили баночку икры нашей голландской семье, мама спросила: «А как у вас в России едят икру?» Сразу захотелось ответить: «Ложками». Такой ответ напрашивался, но мы все же скромно сказали: «Намазывают на бутерброды с маслом».
За границей наш хор любили и ценили, принимали всегда с восторгом. Часто БДХ участвовал в международных музыкальных конкурсах и почти всегда выходил победителем.
Одним из самых популярных солистов БДХ середины 1980-х был Дима Машнин. В жизни Димка был обычным мальчишкой, можно сказать, немного сорванцом. Но на сцене, особенно когда пел соло, абсолютно преображался. Вот, допустим, концерт где-нибудь в Омске, Владимире или в Кургане. Объявляют песню «Разговор со старой фотографией» (мальчик обращается к фотографии деда, погибшего на войне). Маленький Дима стоит на авансцене, солирует, поет так проникновенно, артистично, правдиво. Зрители в зале не сдерживают слез. Песня окончена, аплодисменты. Димка возвращается в хор, хитро улыбается и спрашивает у меня, стоящей рядом: «Ну что, сколько там народу сегодня плакало?»
О нашем руководителе Викторе Сергеевиче Попове хочется говорить много и в восторженных тонах. Без преувеличения. Тогда, будучи детьми, мы, возможно, не до конца осознавали, что нам выпало счастье учиться у Гения. Хотя силу его харизмы ощущали безусловно. Невозможно переоценить, сколько нам дал этот мудрый и талантливый человек. Он преподавал нам не только музыку, хоровое искусство. Стремился прививать общую культуру, и, когда во время занятий он делал паузу и начинал что-то рассказывать, слушать его можно было бесконечно. На гастролях Виктор Сергеевич обязательно устраивал интересные экскурсии, придумывал образовательные и развлекательные мероприятия. Помню, например, как в Польше повел нас в кино на фильм Милоша Формана «Амадей». Моцарт был в репертуаре хора, и нам, естественно, была близка тема картины.
Виктор Сергеевич не был таким уж добрым дядюшкой, и прикрикнуть мог, и даже подзатыльник отвесить. Разумеется, по делу. Но невозможно было не почувствовать силу его любви к нам, его детям.
В 2000 году Попов сделал всем выпускникам хора разных лет огромный подарок. Он пригласил нас участвовать в концерте, посвященном 30-летию БДХ. Мы снова вернулись в детство, каждую неделю в течение нескольких месяцев ходили на репетиции и триумфально выступили на сцене Концертного зала имени Чайковского! С той поры стало традицией приглашать выпускников выступать на различных хоровых концертах.
В апреле, к 50-летию, было запланировано несколько юбилейных мероприятий, среди которых гала-концерт в Государственном Кремлевском дворце. Увы, суровая действительность подкорректировала планы, концерты перенесены. Ждем и надеемся на лучшее!
комментарии(0)