Вся история России показывает успешность института гувернанток и наставников. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Эпидемия коронавируса обострила многие социальные проблемы общества. Затронуло это и взаимоотношения родителей и детей. Вынужденный переход школ на дистанционное обучение уже за первую неделю таких занятий показал достаточно интересные результаты.
Первый важный и позитивный результат заключается в том, что такое обучение вообще оказалось возможным для большинства школьников. Я в это не очень верил, но действительность превзошла все мои ожидания. На каникулах для детей с 23 марта по 6 апреля учителя активно искали методы и формы обучения онлайн. Учились сами. Наиболее активные создавали собственные презентации и видеолекции. И 7 апреля все поехало.
Второй важный результат – дети достаточно хорошо воспринимают дистанционные материалы. Это, конечно, не полноценный урок, но видеоматериалы можно смотреть в удобное время, а домашние задания и тесты решать с использованием ресурсов интернета и других источников. Иными словами, можно списать, так как учитель больше визуально не контролирует ученика.
Третий результат. Родители не очень довольны тем, что дети не ходят в школу. Но в период вынужденной самоизоляции родители дома и могут проконтролировать занятия ребенка. И помочь с заданиями. А вот после перехода к обычной жизни эта возможность исчезнет.
Родители воспринимают школу не только как место обучения детей. Практически все успешные семьи приглашают для детей репетиторов, так как классно-урочное образование не предполагает достаточного качества обучения. Но родители воспринимают школу и как своеобразную камеру хранения детей, где дети находятся под присмотром, пока родители работают.
Представим теперь, что после вынужденного эксперимента с дистанционным обучением появится реальная возможность перевести своего ребенка на обучение домашнее. Или какое-то иное (форма здесь не так важна), но без постоянного посещения школы. С использованием школьного или иного видеоконтента. С проверкой знаний, например, в форме дистанционного тестирования. Полагаю, что во многих благополучных семьях такой альтернативе будут рады.
При переходе к такой форме образования становится востребована профессия… гувернантки. Это не новая профессия. Моя бывшая соседка на пенсии несколько лет подрабатывала полугувернанткой. Она забирала ребенка после школы, кормила, гуляла с ним, делала уроки и возвращала родителям, когда они приезжали с работы. Реально она работала с 14.00 до 19.00, так как ребенок утром был в школе.
Если же ребенок в школу ходить не будет, то гувернантка будет востребована на полный рабочий день. Именно гувернантка, а не няня. Лучше – с высшим педагогическим образованием или с опытом работы в школе. Такая профессия может ворваться в список профессий домашнего персонала уже нынешней осенью, если обещанный переход на цифру в школах реально пойдет.
Далее возможны подкатегории: приходящая гувернантка, гувернантка с проживанием, частная школьная группа (для двух-трех детей) и т.д.
Для учеников старших классов весьма вероятен другой сценарий. Не секрет, что в России работает огромная армия репетиторов практически по всем предметам школьной программы. Работа репетитора возможна пока только вечером либо в выходные дни, что не очень удобно и репетитору, и ученику. По скайпу некоторые предметы учить сложно (математика, физика), а некоторые проще (литература, история). Если ученик ездит к репетиторам, то он теряет много времени. Если репетитор ездит к ученикам, то он теряет много сил.
Когда старший школьник переходит на дистанционное обучение, то оптимальный вариант может быть таким. Родители нанимают наставника, который профессионально готовит по своему предмету или предметам (например, по математике и физике, по обществознанию и истории), организует подготовку ученика по другим школьным предметам и одновременно контролирует подростка на время отсутствия родителей. По сути, та же гувернантка, только выше уровнем.
Указанные профессии могут возникнуть достаточно быстро, а могут и задержаться со своим появлением. Но я уверен, что мы к этому неизбежно придем. Вся история досоветской России показывает успешность института гувернанток и наставников для детей высшего и даже среднего класса. Сегодня каждая благополучная семья рано или поздно придет к выводу, что воспитание и обучение своих детей лучше доверить одной прислуге, чем семи «чужим теткам».
комментарии(0)