Ангела Меркель и Йенс Шпан. Фото Abdulhamid Hosbas/Anadolu Agency via Getty Images.
Эксперты немецкого информационного агентства n-tv задались вопросом, а способен ли нынешний министр здравоохранения Йенс Шпан заменить действующего канцлера Ангелу Меркель? Дело в том, что в условиях нарастающей пандемии коронавируса все три претендента на пост главы Христианско-демократического союза (ХДС) ушли в тень и о них ничего не слышно. Съезд христианских демократов, который должен был бы решить вопрос о преемнике объявившей об отставке с поста главы ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр, отложен на неопределенное время. И как раз сейчас Шпан, который еще недавно решил довольствоваться второй ролью при одном из кандидатов, Армине Лашете, занимающем пост премьер-министра земли Северный Рейн – Вестфалия, вдруг выдвинулся на передний план. Он превратился в руководителя, решающего судьбы Германии.
Агентство напоминает, что в 2018 году именно Меркель решила предложить амбициозному молодому консервативному политику должность министра здравоохранения. Этим она поставила его перед трудным выбором. Ведь этот пост традиционно считался малосущественным для любого политика, чтобы сделать прыжок в руководство партией. Если бы Шпан отказался, то его политической карьере уже тогда был бы положен конец.
Теперь Шпан и его министерство оказались в центре внимания общественности. Многие вспомнили о его прежних инициативах, связанных с привлечением тысяч новых санитаров и сиделок, организацией ускоренной процедуры приема пациентов врачами-специалистами. Шпан привлек внимание и к актуальной в Европе проблеме организации донорства органов и тканей.
О 39-летнем Шпане стали говорить как об усердном и амбициозном министре. Пандемию, обрушившуюся на Германию, он встречает с удивительным спокойствием. На пресс-конференциях готов еще и еще раз объяснять ситуацию и не боится повторяться. На встречи с журналистами всегда приходит в сопровождении известных ученых. И это создает у окружающих впечатление, что министр держит ситуацию в руках.
Конечно, отмечает агентство, во время пандемии, которую сравнивают с кризисом, Шпан не все делал своевременно. Его можно упрекнуть, что он медлил с принятием решительных мер, перекладывая ответственность на земельный и коммунальный уровни. Впрочем, даже канцлер Меркель поначалу исчезла из поля зрения общественности, хотя потом пыталась создать впечатление, что все держит под контролем. Но Шпан, в отличие от других политиков, не скрывает своих ошибок. Он открыто говорит о нехватке защитных масок и специальных костюмов для медперсонала. Его позиция вызвала симпатии у самой Меркель, которая, очевидно, поначалу его терпеть не могла. Она даже публично похвалила его, отметив, что он «справляется с возложенными на него обязанностями».
N-tv приводит аргументы в пользу того, что Шпан вполне годится, чтобы сменить Меркель на посту канцлера. В рамках ХДС он занимает во многом консервативные позиции. Он пока не до конца освободился от своей славы активного критика Меркель. Он выступает за перемены в проведении политики кабинета министров после ее ухода с политической сцены. И этим он мало отличается от одного из официальных кандидатов на пост главы ХДС Фридриха Мерца. Но его политический стиль, утверждает агентство, совершенно другой. Шпан охотно идет на обсуждение острых тем в партийных кругах. В отличие от традиций ХДС реагировать на события, он готов создавать эти самые события. И это крайне редко встречающаяся у современных политиков способность.
Канцлерство Шпана означало бы отход от существующих в политической жизни Германии традиций, во многом напоминающих династический способ наследования руководства страной еще со времен Боннской республики. Не случайно именно Лашет имел до недавнего времени наилучшие шансы наследовать место председателя партии и затем канцлерское кресло. Он принадлежит к партийной верхушке, располагает хорошими отношениями с руководством других партий, представленных в Бундестаге. Но агентство, анализируя поведение Лашета в период распространения коронавируса и сравнивая его со Шпаном, делает вывод, что Лашет и наполовину не так убедителен, как Шпан. Что же касается других кандидатов – Фридриха Мерца и Норбнота Рёттгена, то они просто исчезли с политической сцены.
Конечно, не совсем справедливо сравнивать официально выдвинутых в ХДС кандидатов с министром здравоохранения, который в силу складывающихся обстоятельств и своих функциональных обязанностей находится сейчас в центре внимания общественности. Но с другой стороны, официальные кандидаты намереваются после своего избрания на пост председателя ХДС претендовать на пост канцлера. Однако в складывающихся весьма тяжелых для Германии условиях они просто незаметны в сравнении с активностью Шпана.
Против Шпана у его противников немного аргументов. Но его политическое будущее зависит от развития ситуации с распространением коронавируса. И если она существенно ухудшится, то Шпан из нынешнего героя может превратиться в политическую жертву пандемии.
комментарии(0)