Иллюстрация pixabay.com
Несколько лет назад одним из заместителей министра образования РФ овладела стратегическая мысль о проведении тренировочных испытаний PISA (Programme for International Student Assessment) в педагогически отсталых регионах. Чиновник Минобра связался с главным разработчиком и куратором этого проекта Андреасом Шляйхером, полагая удивить его своим звонком. А удивился сам, узнав, что PISA, оказывается, не только всемирно признанный оценочный инструмент, но и деловое предприятие. Стоимость рыночной версии программы составляет 100 евро за одного участника в возрасте от 15 лет и 3 месяцев, но не старше 16 лет и 2 месяцев, начиная с 7-го класса.
Так что плати и обучай подростков функциональной грамотности, радушно отозвался Андреас, пообещав оставаться на связи. Вот только звезды тогда не сошлись: нетривиально мыслящего замминистра перевели на другую работу. И про коммерческое предложение из Парижа от директора Департамента по образованию Организации экономического сотрудничества и развития наши чиновники забыли, как тогда казалось, навсегда.
«Талант находит, гений крадет», – говорит французская пословица. Впрочем, здесь идея попросту валялась на дороге, ее не надо было даже красть, а только подобрать, придать политического веса, выгодно представить. Все это экс-руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а ныне министр просвещения РФ Сергей Кравцов умеет делать.
Еще в Послании президента Федеральному собранию 2018 года неожиданно появился тезис о необходимости продолжить мирную конкуренцию в области международных исследований качества образования с европейскими коллегами. Пробный посыл не вызвал возражений в обществе, и уже немного уточненная формулировка («Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования») перекочевала в майский указ президента РФ Владимира Путина.
Как бы то ни было, в сентябре 2019 года будущий министр просвещения Сергей Кравцов принял участие в 48-й встрече Управляющего совета PISA в Лондоне. И почему-то там, на берегах Темзы, а не на берегах Москвы-реки, пообещал проводить одноименные мероприятия по модели PISA ежегодно в 14 регионах, охватив ими до 2024 года все субъекты.
Отметим: изобретательный немец продал свой инструмент (свободную услугу) на открытом рынке, а нашим преподавателям ее почему-то сватают как очередную государственную обязаловку, новую версию всероссийской проверочной работы «от Шляйхера». С услугами вообще что-то неладное творится в нашем коллективном подсознании.
В 2000 году мы говорили об этом с Борисом Немцовым в его тогдашнем кабинете вице-спикера Госдумы РФ, он как раз курировал вопросы этой тонкой и коварной сферы. А что, если каждый школьный урок открыть на вход и на выход как свободную услугу? Упадет небо на землю? Или нет?
Ему было смешно: «Вот булочная, там с десяток сортов хлеба. И что, вы маленькому ребенку доверите самому в них разобраться? Хорошо, есть кредитная карточка, на нее положили какую-то сумму, ребенок – клиент образовательного сервиса – может ее снимать. А дальше учитель назовет вам такую стоимость за свой урок... Почему у вас учителя-то все святые?» Говоря по совести, я разделял эти сомнения во многом, чуть ли не во всем.
А после того как в мае 2011 года на VI съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин остроумно извинился перед учительским корпусом за неподобающий язык («Прошу простить нас за такие административные штампы, как «услуги образовательные». Конечно, можно и так сказать: услуги по обеспечению обороноспособности...»), – поминать Адама Смита в храме просвещения стало и вовсе дурным тоном.
Это с детьми. Куда проще по части услуг решается во взрослом сообществе. Нормально, это же свободный рынок. Каждый входящий определяет на нем свой шаблон (уровень притязаний), а к нему персону (услугу, товар), соответствующую этой его минимальной планке удовлетворенности.
То же самое будет (если откроем уроки детям на выбор!) и с освобожденной от бюрократического самодурства системой образования. Случайные пробы, эксперименты, исследование себя, своих желаний так нужны сегодня детям и полезны их учителям. Не беспокойтесь, они быстро нагуляются и вернутся к любимым преподавателям. «Стоп, погодите... Если «дачники» все равно вернутся на круги своя, тогда зачем устраивать всю эту дачную неразбериху?» – справедливо спросит читатель.
А затем, что для ребенка это крайне важно – знание, что ты свободен. Оно порождает чувство безопасности, базовое для созревания свободной личности. И для подготовки педагога, умеющего разговаривать с классом свободных детей.
Каждый второй, если не первый, ученик тайно ходит сегодня после обязательных уроков на такую «дачу» к учителям-репетиторам. Зато теперь мы точно знаем, кто производит услуги по обеспечению обороноспособности страны. Но тогда и в тексте майского указа надо бы так и написать: «Исполнитель (в части образования) – национальная сеть частных репетиторов». И тогда все будет честно.
комментарии(0)