Фото Eva Marie Uzcategui/Bloomberg via Getty Images
«Тропический Трамп» посетил своего однофамильца во Флориде и пообещал тому, что в этом году сделает все для смены руководства Венесуэлы. А взамен от США получит отмену повышенных тарифов на бразильские алюминий и сталь, а также новые заказы на самолеты Embraer.
Четырехдневный визит в Соединенные Штаты, который спустя год после посещения Белого дома в Вашингтоне нанес президент Бразилии Жаир Болсонару, выходит далеко за рамки обычного обмена любезностями, дружеских похлопываний по плечам и еще более дежурных улыбок за ужином в личном имении Дональда Трампа Мар-о-Лаго на берегу Атлантики. Лидерам двух крупнейших государств Западного полушария не просто надо было предметно поговорить о важнейших двусторонних проблемах, но и наметить планы совместных действий по целому набору принципиальных международных вопросов.
Показательно, что встречи двух президентов, каждый из которых по-своему восхищается работой другого, проводились и без присутствия прессы, и без совместного заявления. Болсонару посетил во Флориде штаб американского Южного командования Пентагона, отвечающего за Латинскую Америку и Карибы, инвестиционный семинар для американских представителей бизнеса, желающих вкладывать средства в бразильскую экономику, а также завод по производству самолетов, принадлежащий бразильскому концерну Embraer, его главным собеседником был все же американский коллега.
На сегодня именно Бразилия – самый надежный партнер США в Западном полушарии, а ее президент – наверное, единственный во всей Латинской Америке глава государства, который с удовольствием смотрит по телевизору выступления Трампа и даже часто им аплодирует. Не случайно на торжественный ужин в честь бразильского гостя рядом с ним Трамп усадил свою родню – дочь Иванку и ее супруга Джеральда Кушнера. Торговые вопросы в отношениях с бразильцами сейчас важны для США. В самый разгар пожаров в Амазонии бразильский президент публично отказался от американской авиационной поддержки в их тушении. Затем отверг обвинения Белого дома в махинациях с курсом бразильского реала и занижении стоимости бразильского экспорта в США. В свою очередь, Вашингтон сначала пообещал поднять тарифы на закупаемые в Бразилии сталь и алюминий, но потом решил «надежного партнера Болсонару» помиловать. Правда, за это Соединенные Штаты настойчиво просят Бразилию не пускать на свой рынок компанию Huawei и запретить китайцам внедрять систему связи 5G и все, что с ней связано. Надеясь на то, что страна свернет свои отношения с КНР, США предоставили ей статус привилегированного партнера в военном сотрудничестве с не членом НАТО и поддерживали ее желание войти в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию.
И все же главным внешнеполитическим сюжетом в двусторонних отношениях остается координация действий двух стран по Венесуэле. Не секрет, что бразильский президент в отличие от своих предшественников резко выступает против Николаса Мадуро и делает все, чтобы как можно быстрее добиться смены власти в Каракасе. Бразилия, как и Колумбия, – две соседние страны, которые в наибольшей степени страдают от экономического и политического хаоса в Венесуэле плюс принимают оттуда на своей территории десятки тысяч беженцев. Еще в середине прошлого года американские СМИ сообщали о том, что практически была достигнута договоренность о возможной военной операции армий Бразилии и Колумбии против Венесуэлы. Потом тема вооруженной «помощи» венесуэльской оппозиции была снята с повестки дня, но это не означает отказа и Вашингтона, и Бразилиа от давления на Мадуро.
Сейчас усилия обеих сторон будут направлены на то, чтобы добиться в середине марта переизбрания на пост генерального секретаря Организации американских государств (ОАГ) Луиса Альмагро, бывшего министра иностранных дел Уругвая, который превратил эту организацию в жесткого критика нынешнего венесуэльского президента. Свергать Мадуро открыто и с применением силы явно нежелательно ни для президента США, ни Бразилии. А вот осуществить подобную операцию под эгидой или с одобрения международной организации, ведающей всеамериканскими делами, – вполне приемлемо.
Для Трампа именно венесуэльский сюжет имеет особую важность в преддверии президентских выборов в ноябре. Ему очень нужны какие-то видимые и понятные для избирателя успехи на международной арене, а возможная смена власти в Венесуэле, при которой «диктатора» Мадуро можно было бы заменить на лояльного и дружественного политика, для Вашингтона крайне важна. Бразилия же в состоянии оказать Трампу в этом существенную поддержку. В обмен, разумеется, на определенные преференции. Важны были встречи во Флориде и для Болсонару. Дома он сейчас сталкивается с серьезными проблемами – от критики со стороны парламента до ухудшения экономического положения на фоне кризиса, вызванного китайским вирусом, и снижением торгового оборота с КНР – главным партнером Бразилии на внешнем рынке. Бразилия будет, пожалуй, самой пострадавшей в экономическом плане в Латинской Америке страной, если проблемы с распространением коронавируса сохранятся еще в течение нескольких месяцев. А это уже напрямую скажется на целом ряде важнейших проектов Пекина в Бразилии, в том числе инфраструктурных и инвестиционных.
Вашингтон
комментарии(0)