Фото агентства городских новостей "Москва"
«О времена! О нравы!» – восклицал Цицерон в своей «Первой речи против Катилины», выражая серьезную озабоченность сложившейся в то время моралью в римском обществе. Совсем не грех вспомнить это высказывание сегодня применительно к школе и школьным учителям.
Оставим в стороне вопросы оплаты труда педагогов. Тема эта злободневная, многократно и всесторонне обсуждаемая на самых разных форумах. Не будем трогать и проблему повышения качества школьного образования, хотя это, безусловно, сегодня очень актуально. Поговорим об отношениях между участниками школьного образовательного процесса – учителями и учениками, учителями и родителями, учителями и школьной администрацией.
Ни для кого не секрет, что престиж профессии учителя за последние 30 лет упал настолько, что если опросить произвольно выбранный класс, то учителем захочет стать лишь один ученик. Максимум два. Или вообще никто не захочет. А ведь были времена, когда педагогическую карьеру мечтали выбрать чуть ли половина девочек в классе. Что же изменилось в общественном сознании?
Все началось в конце 1980-х. Глобальный дефицит. Повальное обнищание людей. Альтернативные пути выживания. Отток молодежи в бизнес. Понимание, что учеба и жизнь – две разные вещи. Это продолжилось и в 90-е. Сменились идеалы. Любимые киногерои тех лет – не профессора и космонавты, но бандиты и мошенники. Вспомним хотя бы знаменитую «Бригаду».
Новые поколения формировались, опираясь не на произведения Толстого и Чехова, а на реальный жизненный опыт – свой и старших родственников. Учить таблицу умножения стало не нужно – расчеты легко выполнял карманный калькулятор. Несколько позже его заменил мобильный телефон. Очевидно, что в этих условиях школа превратилась для многих учеников в противную обязанность. И так как учиться, с позиции таких учеников, смысла не имело, то на смену учебе пришли развлечения. Всякие и разные. Включая хамство. Включая хулиганство.
Сегодня много говорят о меркантильности российского общества. Не надо забывать, что эта меркантильность сформировалась не вчера, а в далекие 90-е, когда те, кому сегодня 35, были школьниками. И усвоили главный урок: деньги решают все. И видели, как делают бизнес и состояния люди, совсем не отягощенные знаниями. И как бедно живут многие образованные люди. А школы жили бедно. И, приходя в школу, дети не могли считать своих учителей успешными людьми. А зачем слушать неудачников? И чему они могут научить, раз сами не смогли?
Вторая сторона той же медали еще хуже. В обществе потребления, естественно, потребитель – клиент, который всегда прав. А в школе клиентами являются ученик и его родители. Значит, школа им должна. Пусть и бесплатно, но должна. Эта позиция подкреплялась и тем, что школьное обучение официально приравняли к «образовательной услуге».
Таким образом, само общество поставило учителей на уровень официантов. Нравится – хорошо. Не нравится – дайте жалобную книгу. И книга эта нашлась. Жаловаться родители и ученики могут сколько угодно и кому угодно. Вот только учителю жаловаться практически некуда. Директору? Тому выгодно, чтобы было меньше конфликтов. И проще осадить или уволить строптивого учителя, чем биться с родителями на верхних этажах образовательного здания. Тем более что на этих этажах тоже хотят, чтобы было меньше конфликтов.
В практике школьного образования мы наблюдаем безрадостную картину. Если ученик что-то не понимает, то виноват учитель (плохо научил). Если ученик хулиганит, то виноват учитель (не умеет поддержать дисциплину в классе). Ученик же всегда прав. А если ученик неправ, то в школу бежит родитель. С претензиями к школе.
О родителях скажу особо. По моему опыту, родители в массе своей люди адекватные, хотя многие из них считают, что их детям в школе все подряд должны. Но это, как я уже сказал, десятилетиями складывающееся отношение общества к школьному образованию. Но есть особые родители. Для них даже термин придумали – «яжемать».
Вот такая яжемать приходит в школу и скандалит. Иногда она с такого бодуна, что после разговора с ней можно закусывать, не выпивая. Иногда Эллочка из «12 стульев» по сравнению с ней полиглот. И вот такой человек учит дипломированного учителя, как ему надо работать. А учитель слушает. Иначе яжемать пойдет к директору. Или еще выше.
Итак, бесправие учителя закреплено сегодня в России не государственными нормативными актами, а общественной моралью. Ученик может оскорбить учителя (иногда не только словами). Учитель не может оскорбить ученика. Родитель может жаловаться на учителя. Учитель на родителя жаловаться не может. Учитель не может выгнать нерадивого ученика из класса. Ученик и родитель при определенных усилиях смогут выгнать учителя из школы.
В Госдуме начали работу по подготовке закона о статусе учителя, который, по мнению разработчиков, защитит учителей от унижений и оскорблений со стороны учеников. Это очень хорошо. Но вот беда: далеко не все законы у нас работают на практике. Например, если школьник будет оскорблять учителей, а за это родители будут платить штраф, сопоставимый по размеру со стоимостью их обычного ужина, то ученик получит как бы абонемент на оплаченное хамство.
Мне кажется, что параллельно с законами нужно подключить к проблеме общественность. В первую очередь – адекватных родителей. Ведь их дети тоже страдают от поведения неадекватных учеников. И принимать меры по представлениям родительских комитетов, подкрепленных фактическими доказательствами. А где взять эти доказательства? Да в том же классном помещении. Просто установить всюду камеры. И не будет тогда разговоров о том, кто что сказал. А ведь сейчас ученик может снимать на телефон учителя, а учитель ученика не может.
комментарии(0)