Фото сайта securityconference.org
В эти выходные со всего мира в Мюнхен в очередной раз прибудут главы стран и правительств, министры, парламентарии, эксперты по вопросам безопасности и журналисты. Их всех объединяет желание обеспечить безопасное будущее в становящемся все более неспокойным мире, а также стремление получить ясность в отношении стратегических линий и целей и поспособствовать конкретным шагам по решению актуальных острых кризисов.
Тем самым Мюнхенская конференция служит своего рода барометром в контексте обстановки безопасности у нас в Европе и далеко за ее пределами – и, таким образом, нашей архитектуры безопасности, отвечая на вопросы: есть ли у нас необходимые инструменты, чтобы справиться с имеющимися вызовами? Используем ли мы их правильно? Верны ли наши аналитические подходы?
При этом жизнью данную конференцию наполняет готовность вести открытый, прозрачный диалог и обмениваться мнениями, то есть зачастую сопровождаемый спорами поиск лучших аргументов и наиболее целесообразных идей – желание слушать и понимать. И да, готовность соглашаться с совместными решениями и, значит, готовность идти на компромиссы.
Рад тому, что и в этом году в конференции примет участие высокопоставленная делегация из России под руководством министра иностранных дел Лаврова.
Конечно же, в особенной мере всеобщее внимание будет уделено актуальным проблемам: привнесет ли Мюнхенская конференция что-нибудь новое в ливийское досье, будут ли подвижки в политических процессах в Сирии, удастся ли сохранить положительную тенденцию в Восточной Украине, – а также ситуациям в Иране, Йемене, Афганистане, Западной Африке, Северной Корее и борьбе с орудующими на межнациональном уровне террористическими группировками. Конфликты и кризисы – те, свидетелями которых мы ежедневно становимся, просматривая новостные сводки, и те, что, представляя не менее серьезную угрозу и зачастую будучи провоцируемыми извне, разворачиваются в тени. Кажется, этот список можно продолжать бесконечно.
И еще: в нашем переживающем эпоху глобализации мире, в котором все тесно переплетено, практически у каждого есть возможность напрямую влиять в вопросах политики безопасности на ситуацию в наших собственных регионах. В том числе и поэтому мы, Германия и Россия, в предыдущие месяцы совместно с другими партнерами вели интенсивную работу над поиском решений по специальным темам – например, в рамках Нормандского формата по Восточной Украине и берлинской конференции по Ливии.
Для нынешней ситуации характерно, что в ходе дискуссий по этим темам помимо их актуальности непременно идет речь об исключительно основополагающих принципах, в отношении которых Мюнхенская конференция может и должна поспособствовать продвижению вперед. Хотел бы назвать три аспекта.
Во-первых, необходимо иметь широкое понимание политики безопасности и широкий взгляд на ее формирование. Крупные темы, касающиеся будущего, становятся все более актуальными и перерастают в конкретные вопросы безопасности. Например, это касается вопроса соблюдения правил, необходимых в киберпространстве и информационной среде для нашей жизни и экономики в эпоху цифровизации с целью разумного и ответственного уравновешивания возможностей и рисков, свобод и вызовов для безопасности. Мюнхенская конференция может и должна помимо прочего продемонстрировать, что вопрос климата в настоящий момент приобрел центральное значение и с точки зрения политики безопасности, сказываясь на всех актуальных кризисах и проявляясь также далеко за пределами кризисных регионов. Там, где крупные лесные пожары, тающий слой вечной мерзлоты и арктический лед, растущий уровень воды в реках и морях представляют собой конкретную угрозу для основ жизни людей, – там же возникают и совершенно конкретные конфликты и трения. Данные факторы более не являются второстепенным аспектом, если речь идет о том, чтобы предугадать появление будущих кризисов и предотвратить путем мудрой дипломатии их эскалацию.
Таким образом, мы приняли правильное решение и в рамках двусторонних отношений, выбрав защиту климата и вопрос об устойчивом развитии экономики в качестве приоритетных тем германо-российского сотрудничества на этот год.
Во-вторых, если исходить из того, что для этих рисков не существует привычных границ и преград, то в данной ситуации требуются совместные решения. То есть нам необходимо больше, а не меньше мультилатерализма. И в этом плане Мюнхенская конференция может и должна расставить соответствующие акценты. При этом речь не может идти о том, чтобы решения в духе мультилатерализма принимались только в том случае, если они принесут кратковременную пользу. Скорее напротив, речь идет о принципе поиска диалога и сотрудничества, то есть о зачастую более трудоемком пути по вовлечению большего количества или всех участников с целью добиться по-настоящему прочных результатов, подразумевающих также готовность к компромиссам. Иными словами, современная политика безопасности должна основываться на партнерстве, укреплять зарекомендовавшие себя многосторонние форумы и организации, становиться предметом обсуждений в форматах, являющихся одновременно представительными и дееспособными. В рамках современной политики безопасности необходимо, чтобы сила убеждения не уступила свои позиции навязанным решениям. Тот, кто, как ему кажется, может действовать в одиночку, в скором времени создает атмосферу, в которой возникает конфронтация одного против всех, способная в наихудшем случае вылиться в конфронтацию всех против всех – и в такой ситуации ни одна из существующих у нас проблем безопасности в действительности не будет решена.
В том числе и руководствуясь этими причинами, в вопросах политики безопасности Германия делает активную ставку на многосторонние организации, партнерства и союзы и, в частности там, где наши интересы совпадают, на сотрудничество в том числе и с Россией, в 2020 году и в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций.
В-третьих, при совместных действиях прежде всего требуются гарантии соблюдения общих правил – это служит основой доверия. Создавать доверие, сохранять его, подтверждать свою готовность соблюдать правила и достигнутые договоренности – и для этих целей Мюнхенская конференция является идеальной площадкой.
Речь идет об обязательном характере данного ранее слова или, выражаясь на языке дипломатии, о соблюдении правил международного права и принципов правового государства, то есть об уважении к основанному на правилах международному порядку. Это служит лучшей гарантией безопасности и мира, возможного в эпоху глобализации лишь при условии, что по возможности все принимают участие в этой работе. Таким образом, наши старания направлены на укрепление международного права, прав человека, международного гуманитарного права, которое ежедневно нарушается в различных горячих точках мира, а также на проведение дальновидной политики безопасности и создание надежных правил ведения международной торговли и функционирующей международной архитектуры контроля за вооружениями, выстраиваемой с учетом требований будущего.
В этом нам предстоит проделать особенно большую работу. Нарушения договоренностей сеют недоверие. В последние году они привели к краху ДРСМД, являвшегося для Европы одним из наиболее важных договоров в сфере контроля над вооружениями. В этом вопросе мы, наши партнеры по НАТО и Россия имеем кардинально расходящиеся взгляды. Что касается другой важной темы, сохранения ядерного соглашения с Ираном, мы, европейцы, и Россия по-прежнему преследуем общую цель. Мюнхенская конференция может также стать подспорьем в деле восстановления доверия путем диалога. И еще: в прошлом году Федеральное министерство иностранных дел выступило инициатором диалога по вопросам контроля над вооружениями будущего. Важно, чтобы наши правительства совместно с правительствами других стран поддерживали регулярный обмен и по этим зачастую сложным вопросам.
Именно сейчас наш неспокойный мир нуждается в совместном обдумывании вопросов политики безопасности – в разнообразных форматах. Мюнхенская конференция по вопросам политики безопасности предлагает для этого идеальные условия.
комментарии(0)