Фото сайта duma.gov.ru
Самые разные политические силы, начиная с завсегдатаев «Русских маршей» и заканчивая вполне системной КПРФ, сходятся в том, что один из главных недочетов нынешней Конституции – подчеркнутое умолчание о роли и статусе русского большинства. Действительно, слово «русский» в тексте российской Конституции упоминается один-единственный раз – в словосочетании «русский язык». Читая этот документ, ни за что нельзя догадаться, что четыре пятых населения России составляют русские. Даже в советское время, при всем тогдашнем интернационализме, русских не осмеливались полностью вынести за рамки конституционного законодательства – в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года русский народ упоминался отдельно, пусть и с припиской о всех прочих «нациях и народностях».
Неудивительно, что вопрос о возвращении русских в конституционное поле постоянно всплывал на протяжении последних 20 с лишним лет. Иногда, впрочем, это больше смахивало на фарс – вспомним, как в начале 2012 года с подачи националиста Дмитрия Демушкина парламент Чечни пообещал внести в Госдуму предложение о придании русскому народу «государствообразующего статуса». Тогда эта неожиданная инициатива быстро заглохла где-то на полпути между Грозным и Центром, но сейчас, когда процесс изменения Конституции запущен сверху, желание переписать ее на русский лад стало выглядеть несколько более реалистичным.
Лидеры парламентской оппозиции как будто соревнуются между собой в стремлении защитить права русских. Геннадий Зюганов в специальном заявлении потребовал внести в Конституцию положение «о государствообразующей роли русского народа». Владимир Жириновский заявил, что в преамбуле к Конституции необходимо заменить оборот «Мы, многонациональный народ…» на «Мы, русский и другие народы России…» В аналогичном ключе предложил отредактировать преамбулу и Константин Малофеев, заместитель председателя Всемирного русского народного собора. Малофееву, которого называют одним из главных спонсоров русской весны в Донбассе, удалось склонить на свою сторону и некоторых церковных иерархов. В частности, за то, чтобы вписать русский народ в Конституцию, высказался митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин).
Не осталась в стороне и несистемная оппозиция. Незарегистрированная Национально-демократическая партия и движение «Русские демократы» провели в Москве круглый стол, на котором огласили свой вариант «русских поправок». В частности, они предложили прописать в Конституции право русских на упрощенный порядок получения российского гражданства вне зависимости от места проживания. Что интересно, в круглом столе принял участие Богдан Безпалько, один из членов Рабочей группы по подготовке поправок к Конституции, созданной указом президента. Безпалько, который ранее уже заявлял о необходимости зафиксировать в Конституции «приоритетную роль русского народа в жизни и истории России», пообещал озвучить соответствующие предложения на предстоящих заседаниях Рабочей группы. Дадут ли им ход – уже другой разговор.
Если рассуждать с точки зрения международных стандартов, закрепление конституционного статуса русского народа не выглядит чем-то сверхординарным. В конституциях практически всех восточноевропейских стран (не зря они писались на волне национального пробуждения, последовавшего за крахом соцлагеря) роль главенствующей нации оговаривается особым образом, несмотря на наличие этнических меньшинств. Например, словенцы в Словении составляют 83%, столько же, сколько русские в России, что не помешало отметить в словенской Конституции «вековую борьбу словенцев за национальную самобытность». В Конституции Латвии четко прописано «неотъемлемое право латышской нации на самоопределение», а ведь доля латышей там равна всего 62%. И ничего, у них как-то обошлось без гражданской войны и распада страны.
Непрекращающиеся разговоры о включении русских в Конституцию ведутся не из любви к юридическому крючкотворству, за ними стоят реальные вызовы современности. Как показали недавние события в Украине, культурные и гражданские права миллионов русских, проживающих на территории ближнего зарубежья, ничем не защищены. Понадобилось пять лет войны, чтобы Россия наконец начала предоставлять гражданство русским в Донбассе. Но почему его до сих пор не получили, например, русские в Центральной Азии? Между тем в конституциях Венгрии, Болгарии и многих других стран специально оговорены меры по поддержке соотечественников за рубежом. Если бы что-то подобное было и в нашей Конституции, то судьба русских за пределами России наверняка бы сложилась совсем иначе.
Есть мнение, что и в самой России положение русских немногим лучше. Как подчеркнул в своем заявлении митрополит Лонгин, после распада СССР русским так и не довелось испытать подъем национальных чувств, в отличие от других народов на постсоветском пространстве: «Складывается такое впечатление, что у русского народа вынули хребет». Эту ситуацию можно исправить, только переориентировав национально-культурную политику. Ведь вопреки расхожим рассуждениям о крови и почве нация – это не данность, сложившаяся раз и навсегда, для своего воспроизводства она нуждается в постоянном попечении со стороны государства, без чего национальное самосознание хиреет и отходит на второй план, особенно в условиях массового притока мигрантов. Но если в Конституции России о русских не сказано ни слова, можно ли ожидать, что в российских школах детям будут прививать русскую идентичность?
Разумеется, любые попытки закрепить за русским народом правосубъектность на общероссийском уровне вызывают негативную реакцию со стороны местных этнократий. Например, Константин Толкачев, бессменный спикер Курултая Башкирии, назвал «весьма странным» и «экзотическим» предложение обозначить в Конституции особую роль русского народа. Между тем в Конституции самой Башкирии, хотя башкир в этой республике всего 28%, башкирский народ упоминается дважды, а также отдельно говорится о «реализации права башкирской нации на самоопределение». Похожие формулировки есть и в конституциях других, не менее полиэтничных регионов Поволжья. Неужели в масштабах всей страны русские не заслуживают того же конституционного статуса, которого удостоились другие народы России в пределах своих республик?
Как заявляют в рабочей группе, ко второму чтению в Госдуме общий объем поправок в Конституцию может увеличиться в два раза по сравнению с изначальным законопроектом, внесенным президентом. Войдут ли в итоговый документ «русские поправки», пока неизвестно. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать – если оставить все как есть, то на очередном историческом вираже русский вопрос вновь встанет со всей остротой, и дай бог, чтобы решать его пришлось в думских кабинетах, а не на улицах.
комментарии(1)
0
Александр Жмыриков 07:07 04.02.2020
Стыдливое умолчание роли русского народа в образовании многонационального российского государства неизбежно приведет к последующей дискриминации русских и русского языка. В царской России уже наблюдалось засилие французского, а затем и немецкого языка в речи элиты.