Есть такой новомодный термин «социальный лифт». Вроде бы он означает относительно быстрое перемещение вверх по социальной лестнице. Я не социолог. Не знаю, насколько верно применение лифтового хозяйства к социальным статусам и ролям. Но термин устоялся. Впрочем, гораздо раньше наши прадеды говорили о том же самом попроще: «Из грязи в князи».
Надо сказать, что быстрое движение вверх в карьере (мне карьера нравится больше, чем лифт) действительно имеет место во время больших потрясений (революции, войны и другое). А вот в обыденной жизни карьера строится постепенно. По ступенькам, первой из которых является школа. Когда я был школьником, то мы понимали, что без хорошей учебы далеко не уедешь (даже на социальном лифте). Поэтому хорошая учеба и комсомольская активность шли обычно в паре.
Жизнь доказала обратное. Пока отличники растерянно смотрели на перестройку, ускорение, развал СССР и дикий капитализм, двоечники быстро перестроились. Став челноками, аферистами или бандитами, они довольно быстро сколотили первичный капитал и превратились (те, кто выжил в девяностые) во вполне респектабельных бизнесменов. И теперь отличники трудятся на их предприятиях. А их дети получают отличное образование, в том числе за рубежом.
Сегодня другое время. Многие отмечают, что российская экономика находится в стагнации. При таких условиях неоткуда взяться быстрым карьерным взлетам. Исключение составляют браки, но это уже другая сфера. Остается старая добрая карьера на основе образования.
Одна из важнейших задач школы состоит в том, чтобы дать всем детям одинаковое полноценное образование, что позволит в определенной степени скомпенсировать социальное неравенство их семей. Но это в теории. На практике социальное неравенство проявляется в школе очень отчетливо. И дети это быстро понимают.
Ребенок из успешной семьи хорошо одет, имеет модные гаджеты, отдыхает на курортах, занимается спортом и с репетиторами. Ребенок из проблемной семьи одет неважно, телефон имеет дешевый, отдыхает во дворе или на даче, занимается уроками сам или, если получается, с мамой. Он начинает понимать, что он как бы второго сорта. Это и есть социальный лифт. Только этот лифт не поднимает ребенка, а опускает его до уровня подземелья.
Дети любят лидировать. Однако ребенок из проблемной семьи лидировать в школе практически не может. Просто нет для этого условий. И он ищет возможность лидировать там, где у него получается. Во дворе или на улице. В компании себе подобных. Это и есть его подземелье. Оно притягивает и засасывает. А школа становится второстепенным объектом для таких детей.
Дальше – больше. Школьные классы расслаиваются на группы «богатых» и «бедных». При наличии прослойки средних, которые могут примкнуть к любой из групп. Богатые в массе своей мотивированы на образование и учатся довольно хорошо. Бедные не мотивированы на образование вообще и практически не учатся. А зачем? Тройки как-то им поставят. Не весной, так осенью. Ведь основное среднее образование в России является обязательным.
Что же является достойной компенсацией для детей из неблагополучных семей? Всевозможные действия, которые в школе и в благополучной семье строго под запретом. Это – курение и снюсы, позднее – алкоголь и наркотики. Ранний секс для подростков обоих полов. Хулиганство (не всегда мелкое), воровство, грабежи. В общем, целый криминальный букет.
Общество давно встревожено этими проблемами. Однако для отказа от вредных привычек и деяний нужно заменить их полезными. Иначе все вернется в исходную точку. Школа на это не способна. Полиция тоже. Неблагополучная семья тоже не в силах. Там выжить бы.
Зато взрослые криминальные элементы довольно легко находят партнеров среди неблагополучных детей. Ведь криминал тоже сидит в подземелье, причем находится там в большом авторитете.
На самом деле все не так ужасно. Пока в России не так много подростковых банд. Многие дети из проблемных семей в криминал не идут и гадости не употребляют. Но при этом и в школе не учатся. Дотягивают кое-как до окончания девятого класса. А дальше колледж, рабочая профессия. И никаких социальных лифтов – ни сразу, ни в ближайшей и дальней перспективе. Однако в последние годы простой народ у нас не богатеет. Поэтому можно строить разные прогнозы.
Подведем итог. Надо откровенно признать, что неравенство сегодня в России достигло опасного уровня. И бьет это неравенство прежде всего по самым беззащитным – детям и старикам. Если старики, прожившие жизнь, вряд ли будут бунтовать, то дети, когда подрастут, вполне смогут. Не простят обществу сладкую болтовню про лифты социальные. Поэтому нужно уже сегодня что-то им дать. Отличное от подземелья.
комментарии(0)