0
8393
Газета Я так вижу Печатная версия

15.01.2020 19:29:00

Могут ли тотальные проверки быть инструментом самодиагностики учеников

Метапредметные результаты риск-ориентированного подхода

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, ученики, проверочные работы, рособрнадзор


школа, ученики, проверочные работы, рособрнадзор Число разнообразных проверочных работ на уроках уже давно обещали сократить на треть. Фото агентства «Москва»

Один из ключевых сотрудников Рособрнадзора, выслушав вопрос журналиста о целях нарастающего изобилия всероссийских проверочных работ (ВПР), ответил так: «Дети должны понимать, что оценивание нужно в первую очередь им, чтобы иметь объективную картину своих знаний и вовремя предпринять адекватные шаги».

«Дети должны» – любимый девиз силовой педагогики. Должны, и точка. Вдумайтесь: детям вменяется в обязанность не доверять учителям, родителям (те и другие необъективны), а полагаться в вопросах оценивания только на высшие бюрократические институции и их проверенных сотрудников. Допустим на секунду, что чиновник прав: дети ему (Рособрнадзору) действительно что-то все время должны. Но неужели поголовно и одновременно?

Еще в марте 2018 года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов пообещал, что число проверок школ сократится на треть. А в интервью более года спустя сообщил: «Мы уже сократили проверки школ на 15% в прошлом учебном году по сравнению с позапрошлым, потому что ввели риск-ориентированный подход. Он заключается в том, что мы проверяем школы, которые показывают необъективные – завышенные и низкие – результаты».

Это поистине логично: какой и вправду смысл «в обязательном порядке проверять школу, если она объективно дает хорошие результаты» (тоже слова Кравцова)?! Эта же стратегическая линия, по заверениям федеральных чиновников, намечается и в отношении ВПР (в распространяемых разъяснительных материалах данную работу называют исключительно «помощью школам, инструментом самодиагностики»).

Попробуем на ситуацию вокруг ВПР посмотреть в территориальном ракурсе. Недавно мне предложили поговорить на диктофон с руководителем Центра оценки качества образования одной из самых часто упоминаемых республик Северного Кавказа. Набрав в назначенное время указанный номер телефона, услышал добродушный голос: «Не стесняйтесь, спрашивайте все, что интересует...» Далее исключенные из стенограммы неизбежные в наше интересное и непростое время реверансы в сторону начальников Рособрнадзора, хвалы проводимому ими курсу обозначены отточием.

«Вопрос: Руководимый вами центр анализирует в том числе результаты ВПР. Как это происходит? Какие уроки из ВПР вы извлекаете?

Ответ: Прежде всего надо сказать, что перед вами ярый сторонник ВПР (...). Поскольку в них участвуют все дети, результаты мы получаем по каждому ученику отдельно. В этом и заключается их ценность (...). Для учителя это не только зеркало, но и программа действий, поиск точек роста. В листе предметных достижений ученика, как в медицинской диагностической карточке, мы видим все его проблемы. Исходя из них выстраиваем, начиная от учителя, от школы и далее вплоть до региона в разрезе муниципалитетов и в сравнении с российскими результатами, каждый свою работу над ошибками.

Вопрос: Сами? Репетиторы вам работать над ошибками не помогают? В некоторых российских городах, как пишут в прессе, каждая вторая семья нанимает частных репетиторов, в том числе для подготовки к ВПР.

Ответ: Это интересно. Нет, впервые слышу... (Вздыхает.) Понимаете, нам до этого как до Луны, у нас других проблем хватает...»

Проблем у самого молодого по возрастному составу региона и правда немало. После милейшей беседы с безусловно замечательным руководителем открыл сайт Минобразования республики и прочитал, что из 478 общеобразовательных организаций 348 здесь работают в две, а 38 в три смены. То есть выходит, что в более чем 80% школ уроки идут до глубокого вечера. Когда же, интересно, собираются учителя, чтобы осмыслить результаты ВПР? Разве что в выходные дни? И насколько реально, если в классе по 30–40 детей (за парту нередко садятся по трое), выявить с каждым «точку его роста»?

Мы живем в сказочной стране, только одни сочиняют сказки, а другие верят в них. Попробовал бы глава Рособрнадзора рассказать практичному немцу, организатору исследования PISA Андреасу Шляйхеру, с которым в сентябре 2019 года встречался в Лондоне, об учителях, обучающих по 40 юных горцев в несколько смен, тот бы ему вряд ли поверил. И отказался бы, пожалуй, проводить свои исследования в южных республиках. А мы – верим.

Воронка самообмана может ведь ненароком затянуть не только отдаленные от столиц субъекты, но и самих чиновников Рособрнадзора, отвечающих за чистоту и безгреховность таких стратегических для страны проектов, как «Единый государственный экзамен», «Государственная итоговая аттестация – 9», «Независимая оценка качества образования».

Вот так и получается, что где-то видимость обучения дополняется видимостью контроля, а в других местах вполне реальный, неподдельный страх «проверки из Москвы» ведет ребенка к репетитору, который все покажет и всему научит уже натурально, без мистификаций.

«Если плотность проверок бизнеса сокращается, то количество проверок учреждений, напротив, кратно возросло. Наш проект (приоритетная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности. – А.З.) касается в том числе образования. Здесь есть существенные резервы для экономии», – цитирует сайт экспертного совета при правительстве РФ одно из последних заявлений экс-министр РФ по вопросам открытого правительства Михаила Абызова.

PS. Пока писалась эта статья, в стране появился новый тип инспекционных тестов – региональные диагностические работы. Не растекаясь мыслью по древу, в Рособрнадзоре поясняют: целью РДР является выявление «индивидуального достижения обучающимися предметных или метапредметных результатов», а проводятся они, «как правило, на втором и третьем либо третьем и четвертом уроке». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
1649
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1603
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
9848
Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

0
11292

Другие новости