0
5781
Газета Я так вижу Интернет-версия

08.01.2020 10:13:00

Кабул ждет от Исламабада честной игры

Минувший год стал кризисным для афгано-пакистанских отношений

Гаус Джанбаз

Об авторе: Независимый политолог (Москва)

Тэги: афганистан, пакистан


Десятилетия недоверия между Афганистаном и Пакистаном в 2019 году приобрело особые черты неприязненности, рискующие перейти в состояние полномасштабного межгосударственного кризиса со всеми вытекающими отсюда непредсказуемыми последствиями. Главные обвинения Кабула в отношении Исламабада остаются прежними – поддержка Пакистаном террористической организации «Талибан» (запрещена в РФ), размещение, тренировка, обучение, вооружение и засылка террористических бандформирований на территорию Афганистана.

Динамика обострения афгано-пакистанских отношений хорошо видна в календаре политических событий 2019 года.

Январь: президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани заявил, что ключ войны в Афганистане находится в Исламабаде, в Кветте (пакистанский город, в котором проживают руководители талибов. – «НГ») и Равалпинди (город, где располагается командование пакистанской армией. – «НГ»). «Пакистан предоставляет террористам убежище», - подчеркнул афганский лидер.

Февраль: руководитель оппозиционной правительству Пакистана партии «Мусульманская лига» («Муслим Лиг») Наваз Шариф потребовал от правящей партии «Тахрик-и-Инсаф» («Движение за справедливость») предоставить парламенту страны детальные сведения о мирном процессе в Афганистане и других вопросах, касающихся афганского кризиса.

Март: Кабул отозвал своего посла в Исламабаде после того, как премьер-министр Пакистана Имран Хан в преддверии запланированных президентских выборов в Афганистане выступил с предложением сформировать в Афганистане временное правительство. Правительство Ашрафа Гани назвало эту инициативу Исламабада безответственной, а также грубым вмешательством во внутри афганские дела. Выборы президента Афганистана в итоге перенесли, они состоялись 28 сентября.

Апрель: МИД Афганистана в течение полутора месяцев четыре раза отзывал своего посла в Исламабаде в Кабул «для консультаций» и потребовал у Исламабада недвусмысленно высказать свою официальную позицию относительно мирного процесса в Афганистане. Посол Афганистана Атиф Машал в этой связи заявил: «Наша позиция абсолютно прозрачная, мир в Афганистане и регионе не наступит до тех пор, пока этот процесс не будет вестись самими афганцами, пока этот процесс не будет контролироваться афганцами. Все односторонние попытки достичь мира, особенно совершаемые в тех местах, которые вызывают сомнения и недоверие, будут контрпродуктивными».

Май: советник президента Афганистана по национальной безопасности Хамдулла Мохиб по приглашению начальника Генштаба пакистанской армии генерала Камара Джавида Баджвы посетил Исламабад, где принял участие в важной встрече по вопросам безопасности. 

Июнь: президент Афганистана Ашраф Гани посетил с официальным визитом Пакистан. После встречи с высшим руководством страны, включая премьер-министра Имран Хана и высшее военное командование, руководители обоих государств, выступая перед журналистами, обещали «открыть новую страницу во взаимоотношениях двух стран».

Июль: МИД Пакистана опроверг обвинения правительства Афганистана о причастности спецслужб Исламабада к подготовке нападения террористов на один из центров МВД Афганистана в провинции Кандагар. Кабул заявил тогда, что это нападение было спланировано в городе Чаман, находящемся на «той стороне» «линии Дюранда», в Пакистане. В результате теракта в Кандагаре было убито 12 человек, включая 9 гражданских лиц. Формально талибы взяли на себя ответственность за этот тракт.

Август: совершено террористическое нападение на офис Амруллы Салеха – бывшего шефа афганской разведки, члена команды кандидата в президенты Афганистана Ашрафа Гани (Салех получил предложение от Гани занять пост первого вице-президента страны в случае победы на выборах. – «НГ»). В ходе нападения погибли 20 человек (гражданские лица и сотрудники охраны Салеха), сам Салех получил легкое ранение. Амрулла Салех, реагируя на дерзкое нападение террористов, написал тогда в своем Twitter, что «Талибан» был создан и поддерживается теми, «кто хотел бы сломать и уничтожить Афганистан», и что талибы «под предлогом исламской религии» хотят создать в Афганистане «пещерный строй, который бы полностью подчинялся пакистанскому жадному истеблишменту».

Сентябрь: в порядке очередного проявления доброй воли Кабулом и Исламабадом, КПП Торхам на афгано-пакистанской границе был объявлен круглосуточно открытым обеими сторонами «в целях изменения системы пропуска людей и транспорта». При этом афганская и пакистанская стороны констатировали «существенное снижение» торгово-экономического оборота между двумя государствами. Кроме того, 28 сентября, несмотря на многочисленные попытки боевиков Талибана запугать афганских избирателей, в Афганистане состоялись президентские выборы.

Октябрь: после того как пакистанские власти спустили афганский флаг с крыши торгового центра в Пешаваре (земля и сам центр исторически принадлежат одному из афганских промышленников), дипломатические отношения между двумя странами вновь откатились на самую низкую ступень. В тоже время посол Афганистана в Исламабаде Машал заявил, что «нападению подвергся торговый центр, права собственности на который принадлежат афганскому государству». В знак протеста правительство Афганистана приняло решение закрыть свое генеральное консульство в Пешаваре. Пакистан в свою очередь заявил, что афганские правоохранительные органы якобы препятствуют сотрудникам пакистанского посольства в Кабуле выполнять свои конвенциональные обязанности. В ответ Исламабад прекратил выдачу виз гражданам Афганистана в своем посольстве в Кабуле и в генконсульстве в Джелалабаде. В октябре же правительство Афганистана резко осудило визит делегации талибов во главе с муллой Барадаром в Пакистан, назвав этот шаг «противоречащим принципам международного права».

Ноябрь: руководитель пакистанской военной разведки генерал Фаиз Хамид и секретарь МИД Пакистана Сухейл Махмуд прибыли с визитом в Кабул. В том же месяце МИД Афганистана выступил с заявлением и выразил протест по поводу вызова афганского посла в Исламабаде в один из локальных офисов ISI (Межведомственной разведки Пакистана). Как отмечается в заявлении, в ходе этой встречи с послом Афганистана пакистанскими военными и сотрудниками разведки «были допущены обращения, несоответствующие дипломатическому протоколу и общепринятым конвенциональным нормам». В заявлении афганского МИДа также говорилось, что Исламская Республика Афганистан (ИРА) «еще раз призывает правительство Пакистана строить свои дипломатические отношения с Афганистаном строго в рамках международного права».   

Декабрь: Пакистан приветствовал объявление предварительных итогов президентских выборов в Афганистане. В то же время 29 декабря министр иностранных дел Пакистана Курайши затронул тему деятельности комиссии по жалобам в ходе выборов в Афганистане, подчеркнув необходимость создания для нее «нормальных условий» работы. Афганская общественность расценила это как фактическое проявление вмешательства во внутренние дела Афганистана. В том же месяце посольство Пакистана в Кабуле возобновило свою работу в полном объеме.

Анализ хронологии политических событий 2019 года показывает, что афгано-пакистанские отношения сегодня нестабильны, находятся в состоянии «ползучего кризиса» и в любое время могут перейти в «горячую» стадию.

Очевидно, что пока Кабул и Исламабад не выработают нормального двустороннего алгоритма решения ключевых проблем в борьбе с терроризмом, наркотиками, трансграничной преступностью, религиозным радикализмом и пр., позитивных перемен ждать не стоит. Обе стороны действуют сегодня исключительно экспромтом, налицо абсолютная дисгармония отношений между государствами.

Представляется, что наряду с поиском мира, поиск нового, конструктивного формата отношений с Пакистаном станет главной задачей для вновь избранного президента Афганистана. Но решить эту задачу можно, только если сам Исламабад научится вести честную игру с Кабулом. А здесь, к сожалению, пока больше оснований для пессимизма, чем для оптимизма.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Казахстан застолбил место в Афганистане

Казахстан застолбил место в Афганистане

Виктория Панфилова

Республика займется строительством дороги и добычей золота, меди, лития

0
5101
Пуштуны готовят "великую октябрьскую революцию" в Пакистане

Пуштуны готовят "великую октябрьскую революцию" в Пакистане

Андрей Серенко

Конфликт между властями страны и жителями провинций Хайбер-Пахтунхва и Белуджистан может привести к появлению нового государства

0
5680
Ташкент повышает уровень дипломатических отношений с Кабулом

Ташкент повышает уровень дипломатических отношений с Кабулом

Виктория Панфилова

Узбекистан инвестирует в добычу золота и меди в соседней стране более миллиарда долларов

0
3794
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2490

Другие новости