Инфографика НГ-Online
Бассейн Средиземного моря уже несколько лет является эпицентром бурь и потрясений. Это регион, в котором растущие экологические, экономические, социальные и культурные проблемы сосуществуют с усиливающейся международной напряженностью. Значительные расхождения в уровнях развития между странами, а также региональные конфликты создают все больше угроз его устойчивому будущему.
Российско-украинский инцидент в Керченском проливе в 2018 году показал серьезность ситуации на этом фланге бассейна (тогдашний президент Украины Петр Порошенко даже ввел в нескольких областях военное положение, рассчитывая, что эта провокация поможет ему переизбраться).
Не утихающие с 2011 года сирийский и ливийский конфликты серьезно подрывают стабильность всего региона в целом. Целый ряд стран поражен социально-политическими кризисами. В настоящий момент ярчайшими проявлениями такого рода потрясений являются Ливан, Ирак, а также Алжир.
В Средиземноморье сохраняется террористическая угроза. Помимо израильско-палестинского противостояния нередки проявления экстремистской деятельности в Египте (в частности на Синае), Турции, Франции и других странах.
Неурегулированность курдской проблемы становится серьезной головной болью для Турции, а также сказывается на ситуации в Сирии и Ираке. По мнению некоторых немецких политологов, Турция в настоящее время все больше напоминает «больного человека Европы».
Если к этому присовокупить сепаратистские тенденции в Испании, Италии, Тунисе и Марокко, то можно понять мнение ряда итальянских ученых, считающих, что этот чудесный район земного шара ныне переживает период нестабильности, а ситуация здесь чревата новыми взрывами. Во многом это объясняется тупиком в ближневосточном урегулировании, который стал результатом агрессивных односторонних подходов США и весьма своеобразной геополитической инженерии некоторых западных держав. В итоге продолжается размывание уникальной этнической и конфессиональной мозаики бассейна Средиземного моря, который является колыбелью основных мировых религий.
Красивейшее море, на берегах которого зародились и развивались главные цивилизации еще античного мира, рискует превратиться в источник многих бед и столкновений в условиях растущей разницы между южным и северным побережьями, тем более что в попытках пересечь его ежегодно гибнут тысячи людей. По данным Al-Jazeera, с 2016 года более 11,5 тыс. человек погибли в Средиземном море, пытаясь добраться до Европы из Африки.
События арабской весны, которые, по сути, продолжились во время массовых выступлений в Ливане, Ираке, Алжире, Судане, привели к серьезному кризису государственности. Сильные и влиятельные государства, которые, по существу, составляли остов системы арабского мира – Египет, Ирак и Сирия, – были серьезно ослаблены. Выступления масс с требованиями большей справедливости и перераспределения расходов напугали западные державы, которые привыкли рассматривать этот регион как своего рода «вотчину».
Образовавшийся вакуум попытались заполнить экстремистские организации (в частности, запрещенному в РФ «Исламскому государству» удалось создать на несколько лет «халифат»); западные державы, прежде всего США, стремились использовать экстремистов для того, чтобы сохранить свое влияние. Эта политика «разделяй и властвуй» замедлила социально-экономическое развитие государств практически всего региона. Выступления народных масс с требованием большей справедливости, в конце концов, не привели к желаемым результатам, но вызвали еще большее разочарование.
Западные державы, прежде всего США и Великобритания, пытаются сохранить свои позиции, что приводит к еще большему росту напряженности. В итоге в регионе скопилась новая масса горючего материала.
Большую тревогу вызывает ситуация на Балканах: государства региона без учета волеизъявления их народов настойчиво затягиваются в НАТО. Растет количество учений и маневров, численность морской группировки альянсов Восточного Средиземноморья постоянно увеличивается. Результат таких действий, отмечал глава МИДа Сергей Лавров в Риме 6 декабря, – появление новых разделительных линий, углубление дефицита взаимного доверия.
Все эти события проявляются на фоне растущего потока беженцев из африканских и азиатских стран, которые захлестывают Европу и с которыми европейские государства пока справиться не могут.
По существу, в Средиземноморье сталкиваются две противоположные линии: с одной стороны, западная, приводящая к большей дестабилизации региона, с другой – российская, которая характеризуется стремлением к коллективной работе по нейтрализации общих вызовов и угроз.
На общем не очень радостном фоне есть примеры, вселяющие оптимизм.
Что касается украинского кризиса, то народ этой страны отверг линию сторонников войны, проголосовав за нового президента Владимира Зеленского. А принципиальная позиция России на встрече «нормандской четверки» в Париже 9 декабря хотя и не обещает прорыва в урегулировании, тем не менее создает определенные благоприятные тенденции.
Хорошим примером эффективности многосторонней дипломатии является ситуация вокруг Сирии. Успешная работа стран – участниц Астанинского формата: России, Ирана и Турции – позволила запустить политический процесс, хотя он продвигается не без проблем. Начал свою работу конституционный комитет, сформированный из представителей всех сирийских группировок. Обстановка в Сирии возвращается в нормальное мирное русло, за исключением ряда неподконтрольных законным сирийским властям районов на севере страны.
Важным обнадеживающим моментом является ослабление позиций радикальных исламистов, что было достигнуто в первую очередь благодаря тому, что РФ в Сирии нанесла решающий удар по террористическим организациям.
комментарии(0)