Типичная для сегодняшнего Сантьяго картина: домохозяйки против полицейских. Фото Reuters
Во второй половине года Латинская Америка превратилась в арену ожесточенных стычек. Начнем с Чили. После падения диктаторского режима Аугусто Пиночета страна считалась оазисом спокойствия. С возвращением к власти в марте 2018 года электоральным путем правого радикала и мультимиллионера Себастьяна Пиньеры ситуация кардинально изменилась. Поводом послужило повышение цен (эквивалент 0,04 долл.) на проездной билет в столичной подземке. Это стало детонатором событий, вылившихся в массовые беспорядки и кровавую драму.
Рассерженные юноши в защитных масках громили и поджигали станции метрополитена, автобусы; пострадали небоскреб энергетической компании Enel и другие импозантные постройки. Многие супермаркеты и торговые точки оказались разграбленными, людям негде было приобрести продовольствие. Ущерб исчислялся в миллионах долларов. Не работали медицинские учреждения, школы и высшие учебные заведения, перестал функционировать общественный транспорт.
Власти бросили на усмирение протестующих полицию, затем вывели на улицы армейские подразделения. В Сантьяго и ряде других городов ввели чрезвычайное положение. По мнению авторитетных экспертов, использование вооруженных сил было ошибочным. Это лишь подогрело молодежь, забрасывавшую солдат камнями и другими тяжелыми предметами, попадавшими под руки. Представительница Международной амнистии Пилар Санмартин констатировала грубое нарушение прав человека. Страна оказалась в состоянии коллапса. Печальный итог: 20 погибших, 239 раненых, свыше 2,1 тыс. задержаны.
Позднее глава государства обнародовал план уступок. Он включал: сокращение рабочей недели с 45 до 40 часов (уже одобрен парламентом), реформу налоговой системы, повышение пенсионного обеспечения за счет работодателей на 5%, увеличение финансирования здравоохранения, существенное снижение цен на лекарства, рост минимальной заработной платы на 16% и налогов для крупных предприятий и владельцев дорогой собственности. Все это обойдется казне в 1,2 млрд долл. «Впредь перестанем влезать в карманы граждан», – обещал министр экономики Игнасио Брионес. «Мы не остановимся, пока не удовлетворят все наши требования», – отвечали разгневанные граждане.
В Колумбии, третьей по уровню экономического развития стране в регионе, несмотря на явные достижения, сохраняются вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы. 18 ноября профсоюзы организовали в центре столицы забастовку, выдвинувшую привычные требования: повышение заработной платы, улучшение условий труда. Поздним вечером миллионы граждан во всех городах, облаченные в ночные пижамы, словно по сигналу, высыпали с пустыми кастрюлями и прочей звенящей посудой на улицы.
На следующее утро начались атаки на здания правительственных учреждений, пострадал и офис правящей партии. Власти бросили на юношей и девушек вооруженную до зубов полицию. Улицы обагрились кровью, трое были убиты, 240 ранены и искалечены.
24 ноября правый президент Иван Дуке, находившийся у руля власти 15 месяцев, предложил «социальный пакт». Он включал круг проблем, требующих безотлагательного решения. Это обустройство детей дошкольного возраста, среднее и высшее образование, здравоохранение, совершенствование инфраструктуры, охрана окружающей среды, борьба с коррупцией и наркотрафиком и др.
На повестке дня остро стоит вопрос о включении в иную жизнь бывших партизан, среди которых немало юнцов, трудно адаптирующихся к непривычной ситуации. Этот процесс сознательно тормозится нынешним руководством. Вот почему одно из требований протестующих – завершить миротворческий процесс. Диалог с правительством вряд ли будет простым. Ведь оно представляет интересы крупного капитала, озабоченного собственным благополучием.
В Эквадоре волну негодования вызвало болезненное решение президента Ленина Морено о прекращении субсидирования горючего. Он совершил грубую ошибку, предварительно не проинформировав общество. Эквадорцы громили магазины, жгли автомобили и покрышки, нападали на правительственные учреждения. Власти не только ввели чрезвычайное положение, но даже переместили столицу в портовый город Гуаякиль. Вслед за этим политическое руководство село за стол переговоров с лидерами влиятельной Конфедерации индейских народностей, наступавшей на Кито, и приемлемый компромисс был достигнут. Только после этого обстановка вошла в более или менее нормальное русло.
Протесты в горной Боливии вызваны сугубо политической причиной. Там взбунтовался набирающий вес и влияние средний класс, выразивший недоверие президенту Эво Моралесу, находившемуся на вершине власти три срока подряд по пять лет каждый. Он выдвинулся в президенты в четвертый раз и позднее сфальсифицировал результаты голосования. Главу государства заразила жажда власти и нежелание с ней расставаться. Ситуация завершилась трагически. Моралеса вынудили подать в отставку, и он эмигрировал в Мексику, а затем в Аргентину.
В Никарагуа протесты, вызванные намерением властей в апреле 2018 года покрыть чудовищный дефицит Пенсионного фонда путем повышения отчислений в него для разных категорий населения, мгновенно обрели политическую окраску. Вышедшие на улицы граждане стали настойчиво требовать проведения досрочных всеобщих выборов и смены власти, которая, по их мнению, засиделась в креслах. Речь идет о главе государства, бывшем партизанском командире Даниэле Ортеге, назначившем вице-президентом свою супругу – поэтессу Росарио Мурильо.
Резюмируя, подчеркнем. Поводы для протестов повсюду практически одинаковые. Достаточно небольшой спички, чтобы разгорелся большой пожар. За этим кроется глубинная причина – недовольство граждан своим экономическим и социальным положением.
комментарии(0)