Стратегия Минздрава в борьбе с ВИЧ – «обследуй и лечи». Фото агентства «Москва»
О том, что здоровье россиян крепнет, а продолжительность их жизни ежегодно увеличивается на 12 месяцев, оставшиеся в живых узнают из выступлений министра здравоохранения. На днях было сообщено и о снижении числа россиян, у которых в 2019 году была впервые диагностирована ВИЧ-инфекция. Но если прибавить зарегистрированных Минздравом за 10 месяцев 65 755 больных ВИЧ-инфекцией к 896 000, которые уже были зарегистрированы на конец 2018 года, то понятно, что их общее число выросло до 961 755. И этот показатель увеличивается больше чем на 200 человек каждый день.
Два года назад Минздрав уже отмечал резкое снижение числа новых случаев ВИЧ-инфекции, когда он перестал пользоваться данными Роспотребнадзора, который фиксирует информацию о всех выявленных ВИЧ-позитивных лицах. Министерство же стало учитывать только тех, кто обратился за помощью в учреждения здравоохранения. Сейчас Роспотребнадзор уже получил информацию об 1 млн 60 тыс. живущих с ВИЧ россиянах, и они за помощью непременно обратятся. Лишь бы это произошло не слишком поздно, когда лечение не помогает...
Росстат зафиксировал в 2018 году максимальное число смертей «по причине ВИЧ-инфекции» – 20,5 тыс., а Роспотребнадзор насчитал, что со времени обнаружения первого случая СПИДа в 1987 году умерли 336 тыс. ВИЧ-инфицированных россиян. Столь высокая смертность, которая при современном уровне терапии просто недопустима, объясняется низким процентом больных, получающих современные лекарства, а также поздним началом лечения.
Лечение надо начинать всем ВИЧ-инфицированным и как можно скорее, только тогда можно рассчитывать на его полный успех. Но бюджет 2018 года позволял закупить лекарства только на 400 тыс. годовых курсов. Поэтому лечение тех пациентов, показатели иммунитета которых были получше, откладывают до лучших времен.
Тысячи ВИЧ-инфицированных не могли рассчитывать быстро получить бесплатное лечение еще и потому, что по инициативе Минздрава оно предоставляется не всем гражданам РФ, как это записано в Конституции, а только включенным в «регистры больных ВИЧ-инфекцией», контролируемые самим министерством. К концу 2018 года в этот регистр были внесены якобы только 740 тыс. человек.
С помощью регистров легко увеличить эффективность лечения. Если таблетки будут в конце 2019 года получать 500 тыс. ВИЧ-инфицированных, то это будет 67% от числа «внесенных в регистры», но лишь 46% от общего числа диагностированных случаев. И совсем маленьким будет «процент охвата» лечением, если исчислять его от расчетного количества живущих с ВИЧ россиян, так как оно составляет порядка 1,5 млн. Но именно от расчетного количества рекомендуют международные эксперты лечить 81% пациентов по концепции «90–90–90»: выявить 90% ВИЧ-позитивных, лечить 90% выявленных и у 90% добиться эффекта лечения.
Другим признаком ухудшения ситуации является и то, что ВИЧ, продолжая поражать представителей уязвимых групп населения, все чаще обнаруживается среди «гетеросексуальных россиян, не употребляющих наркотики», то есть среди основного населения. По данным за первое полугодие 2019 года, 57% новых пациентов не назвали другого риска заражения ВИЧ, кроме половых контактов с лицами противоположного пола.
И в довершение к плохим новостям: за последние три года зарегистрировано 62 случая ВИЧ, причиной которых предполагается заражение при получении медицинской помощи. Это уже проявление системных проблем здравоохранения. Теперь уж точно риск заражения есть у всякого россиянина.
Единственное направление, где, как кажется, дела идут мало-мальски хорошо, – профилактика передачи ВИЧ от инфицированной матери ребенку. Заражаются ВИЧ только 1,5–2% таких детей.
Что Россия может и что хочет противопоставить эпидемии ВИЧ/СПИД? Обучение наркоманов тому, как вводить наркотики, не заражаясь ВИЧ, и раздача шприцев рассматриваются как пособничество. Обучение проституток, как пользоваться презервативом, нелегитимно, так как такой профессии у нас нет. Поэтому Минздрав этих тем избегает и продолжает бубнить про «здоровый образ жизни» и «духовно-нравственное воспитание».
Стратегия Минздрава в борьбе с ВИЧ – «обследуй и лечи» – подразумевает, что надо всех ВИЧ-позитивных выявить и обеспечить эффективным лечением. Эффективное лечение – это не только увеличение продолжительности жизни, но и снижение «заразности» ВИЧ-инфицированных. В проекте госбюджета на 2020 год предусматривается увеличение бюджета на закупку лекарств для лечения ВИЧ-инфицированных с 20,5 до 29 млрд руб. Но и этого вряд ли будет достаточно, так как число ВИЧ-инфицированных продолжает расти. Надо будет переходить на более современные, часто более дорогие лекарства. Нужно подготовить значительное количество медработников, обученных непростой работе с ВИЧ-позитивными людьми, и платить им на уровне, достаточном для того, чтобы они не убегали на более легкую работу.
Из-за скрытого течения ВИЧ-инфекции выявить всех зараженных на ранних стадиях болезни, когда они особенно заразны, невозможно даже теоретически. Это значит, что циркуляция ВИЧ по достижении «90–90–90» не прекратится. Невозможно представить, что миллион человек, половина из которых наркопотребители, будут до конца жизни ежедневно принимать лекарства без специальной медицинской и психологической поддержки.
В Европе, чтобы быть уверенными, что ВИЧ-позитивные наркоманы принимают лекарства от ВИЧ-инфекции, их выдают вместе с ежедневной небольшой порцией бесплатных наркотиков («заместительная терапия»). У нас после этих двух слов обязательно добавляют «запрещена на территории России». В Европе заместительную терапию получают 650 тыс. человек. Там считают, что благодаря ей заболеваемость ВИЧ-инфекцией наркоманов упала до нескольких процентов. В Казахстане и Белоруссии тоже начали ее применять.
В ноябре в Базеле на Европейской конференции по ВИЧ/СПИДу собравшиеся специалисты пришли к выводу, что и в центре, и на западе Европы «90–90–90» – это уже практически достигнутый этап. Главная цель теперь – «создание для людей с ВИЧ комфортных условий жизни».
комментарии(0)