Александр Гауланд уходит в отставку. Фото Jens Schlueter/Getty Images
В минувшую субботу Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) и «Альтернатива для Германии» (АдГ) проводили ежегодные общенациональные съезды, на которых избиралось новое партийное руководство.
И если в случае с СДПГ избрание новых партийных лидеров хоть и несло в себе заметную интригу (которая в конечном счете реализовалась), однако по большому счету представляло «понятную» историю, то проходивший в нижнесаксонском Брауншвейге съезд АдГ стал нерядовым событием. Ведь на нем происходила смена поколений. Один из отцов-основателей АдГ Александр Гауланд официально ушел в отставку с поста сопредседателя партии, чтобы не только сосредоточиться на работе в качестве главы фракции АдГ в Бундестаге, но и дать «дорогу молодым».
В качестве его преемника делегаты избрали Тино Крупала – в прошлом профессионального художника, а ныне депутатв от АдГ в парламенте. Он получил голоса 54,5% делегатов. За его основного соперника, тоже депутата от АдГ Готфрида Курио – проголосовало чуть более 40%.
В качестве сопредседателя Крупала составит тандем с депутатом Европарламента от АдГ Йоргом Мойтеном, который несколькими днями ранее был переизбран партийным активом, заручившись поддержкой около 70% голосов.
Таким образом, АдГ, которая является самой молодой из партий, представленных в Бундестаге, пытается обеспечить не только «сплав молодости и опыта», но и соблюсти столь необходимый для нее в настоящее время внутренний баланс. Именно последнее играет наиболее важную роль. Речь идет о соотношении интересов, а также, если можно так выразиться, исторической преемственности. Основанная в конце 2012 года тремя выходцами из Христианско-демократического союза (ХДС) – Александром Гауландом, Конрадом Адамом и Берндом Луке – АдГ долгое время носила неофициальное название «Профессорская партия» (в значительной степени это было связано с тем, что Луке был профессором экономики).
С тех пор наличие в руководящем составе людей, представляющих академическое сообщество, – один из атрибутов АдГ. Не говоря уже о том, что это способствует повышению репутационного капитала АдГ, которую уже не относят к категории курьезных партий.
И Мойтен, который, подобно Луке, был профессором экономики в Высшей школе публичного управления в Келе, – яркое олицетворение этой «академической» политической традиции. Однако в тандеме Крупала–Мойтен значительно важнее все же другое – сохранение регионального баланса интересов.
Мойтен, родившийся в Эссене и вся политическая карьера которого связана с Западной Германией (до того, как избраться в Европарламент, он являлся членом фракции АдГ в Ландтаге федеральной земли Баден–Вюртемберг), будет «в одной упряжке» с восточным немцем Крупалой, представляющим саксонский Герлиц, где на его счету одержанные победы не над кем-нибудь, а над нынешним премьер-министром Саксонии Михаэлем Кречмером.
Такое «единство» Запада и Востока Германии важно не только с имиджевой точки зрения, поскольку посылает правильный месседж существующему и потенциальному электорату в условиях фактически сохраняющейся разобщенности страны, но и в плане оптимизации внутрипартийных рисков.
Если говорить о последних, то в числе наиболее значимых – усиление «Крыла» – правой фракции внутри АдГ, возглавляемой пресловутым политиком Бьорном Хёке. Он известен своими праворадикальными и антисемитскими высказываниями, вследствие чего земельный суд Тюрингии (членом ее Л андтага является Хёке) даже официально разрешил называть его фашистом на территории земли (официально запрещено на федеральном уровне). И задача приструнить Хёке, деятельность которого негативно сказывается на репутации АдГ, оказалась не по зубам бывшему руководству партии.
У Крупалы сложились неплохие отношения с «Крылом». И это в нынешних условиях крайне важно, поскольку способствует обеспечению поддержки не просто со стороны крайне правых членов АдГ, но и в целом восточных земель, где находится основной электорат партии.
В то же время Крупала является рукопожатым и для большинства умеренных членов партии, которые хотели бы дистанцироваться от образа праворадикалов и правопопулистов.
Таким образом, новый сопредседатель воплощает в себе функции политического медиатора. Именно этого не хватало АдГ, которая в последние годы погрязла во внутрипартийной борьбе, результатом чего стало не только отстранение основателей (в частности, того же Бернда Луке, а также его наследницы Фрауке Петри), но и снижение рейтингов.
Так, по мнению ряда экспертов, тот факт, что в ходе проведших в сентябре 2017 года общенациональных парламентских выборов партия набрала 12,4% голосов, в то время как в 2016–2017 годах уровень ее поддержки достигал 15–18%, является не только следствием ряда скандалов (к примеру, финансирования избирательной кампании), но внутреннего «разброда и шатания».
Снизить, а то и полностью исключить этот риск – одна из основных задач «второго поколения» лидеров АдГ для достижения амбициозных целей. И главная из них – превращение партии из маргинальной в респектабельную политическую силу с целью расширения базы электората и увеличения поддержки в ходе предстоящих в 2021-м парламентских выборов.
АдГ, рейтинг которой почти 14%, имеет неплохие шансы на то, чтобы стать одним из бенефициаров предвыборной кампании. Однако, чтобы добиться желаемого результата, необходимо проделать много подготовительной работы (как внутри, так и снаружи), создав новую партийную модель. Причем времени на раскачку мало – в конце февраля будущего года должны пройти региональные выборы в Гамбурге. Именно они могут стать первым тестом для обновленной АдГ.
комментарии(0)