И в век интернета главная форма педагогической работы со школьниками – так называемые воспитательные уроки. Фото PhotoXPress.ru
Кажется, со всех трибун сегодня говорят о воспитании. С некоторым едва уловимым всхлипом – об утерянных моральных кодексах и скрепах, с робкой, но обоснованной надеждой – о вновь обретаемых ценностях, провозглашаемых «воспитательной» стратегией кабинета министров на период до 2025 года. Но удивительно: при этом никакого мониторинга (не говоря об аналитике) происходящих в школах воспитательных событий государственными органами не ведется.
Что происходит с воспитанием в действительности? Какие его образы распространены среди родителей, педагогов, во властных структурах, в СМИ? Массовых педагогических исследований на этот счет по-прежнему не существует. Министерство просвещения, вроде бы заинтересованное в такой информации, соответствующих исследований не заказывает. Можно подумать, что в стране, объявившей «воспитание настоящего человека» стратегической задачей, никому не интересно, как она ежедневно становится былью или же, наоборот, утопией.
Об этом пишет в откровенном аналитическом докладе «Поражение, «возвращение», сценарии: отечественное социальное воспитание XXI века» профессор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Сергей Поляков. По мнению известного педагога, сегодня можно говорить о четырех социальных ценностях, преобладающих в практике большинства педагогов.
Это – патриотизм, духовность (как вовлеченность в ценности традиционных религий), личные достижения ребенка (но только как победы в конкуренции) и здоровый образ жизни (в смысле отсутствия вредных привычек).
Преобладающая форма упаковки обозначенных целей и задач – классные часы в виде так называемых воспитательных уроков: «Урок мужества», «Урок нравственности», «Урок здоровья», «Урок добра», «Урок патриотизма». Из последнего, что рассказали автору школьные педагоги, значится классный час «Урок финансовой грамотности» в первом классе и «Антикоррупционный урок» для второклассников. Обычная технология проведения таких уроков – информационные выступления педагогов, детей и приглашенных взрослых, сопровождающиеся видеорядом.
Все эти методические откровения поддерживают, по мнению Сергея Полякова, старые и новые устойчивые педагогические мифы. Как то: вера в воспитательную силу правильных слов; вера в то, что хорошее поведение детей основано на их моральных знаниях; вера во взрослых как авторитетный источник информации и в то, что смысл оглашаемых нравственных постулатов для подростков точно таков же, как и для их наставников.
«Что более всего мешает организации воспитания в вашей школе?» – задал вопрос автор исследования и его коллега профессор Павел Степанов 600 заместителям директоров по воспитательной работе и классным руководителям из нескольких регионов. В результате две трети опрошенных написали, что нарастающий объем и видовое разнообразие бумажных планов и отчетов не позволяют в полной мере посвятить себя ученикам. Чрезмерное количество задаваемых в качестве обязательных мероприятий и акций (для школы – от внешних организаций, для педагога как классного руководителя – от школы) отмечено в 40% анкет.
Обратите внимание: именно школьная администрация, а не какой-то злоумышленник извне одаривает воспитателей львиной долей обязаловки. Хитрость, похоже, еще и в том, что свои собственные поручения школа склонна выдавать за внешние. Примерно по трети ответов собрали позиции: большая учебная нагрузка учителей и рост числа проблемных родителей.
«Только что два заместителя директора школ по моей просьбе посчитали количество электронных обращений с заданием «сбросить информацию», «отправить школьников на то или иное внешкольное мероприятие», – говорится в докладе. – Получилось примерно по 15 обращений за один обычный день. Следовательно, за месяц – убираем выходные – набегает около 300 заданий!»
Еще одна новость: школы дружно переходят на пятидневку. В старших классах теперь учатся по семь уроков в день. И представьте: на 8–9-м уроке учитель объявляет классный час... «Состояние учеников и классных руководителей не комментируем. О, где ты, системный подход к решению образовательных (не учебных, а образовательных) проблем!» – в отчаянии восклицает аналитик.
В образовании может меняться что угодно: отраслевой закон, базисная концепция, приоритеты, тренды, слоганы, министры. Одно неизменно с советских времен: ремесло воспитателя не рассматривается государством как нормальная достойная уважения работа. «Это по-прежнему только добавка, довесок к деятельности учителя как предметника», – подчеркивает исследователь, добавляя, что преобладающая в стране оплата этой высокой миссии составляет 870 руб. в месяц, то есть 30–40 руб. за час работы. А 18 уроков преподавательской ставки (в неделю) гарантируют 12–15 тыс. руб. ежемесячно. Или около 200 руб. за час.
«То есть деловая и сердечная забота о своих воспитанниках классной дамы, выраженная в рублях (а это и есть объективный критерий нормальной работы), оценивается в шесть раз дешевле, чем деятельность преподавателя», – резюмирует эксперт. Вот во что вылился приоритет духовных ценностей. Вожаки подростков на себе проверили: он (дух) действительно бесплотен и практически не осязаем.
Наиболее вероятным из намеченных автором четырех сценариев развития событий в воспитательной сфере (от «Бега на месте» до оптимистичного «Максимума» с переориентацией на личностное самоопределение детей и богатое разнообразие школьных укладов) выглядит конфигурация «Жесть».
А это означает окончательный возврат к воздушным замкам воспитания, чрезмерному бюрократизму, «имитации реализации».
комментарии(0)