Фото pixabay.com
25 ноября традиционно отмечается Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Еще в декабре 1999 года Генассамблея ООН приняла специальную резолюцию, призывающую международные, правительственные и неправительственные организации проводить по этому случаю самые различные мероприятия, направленные на привлечение внимания мировой общественности к этой серьезнейшей проблеме.
Выбор даты был связан со страшной трагедий, произошедшей 25 ноября 1961 года в Доминиканской республике, когда по приказу правителя страны Рафаэля Трухильо были жестоко убиты три сестры семейства Мирабаль – известные в тот момент политические деятели в этой стране.
Накануне этой даты в Москве по инициативе посла Швеции в РФ Марлены Мард шведскими и российскими парламентариями была организована дискуссия по проблеме домашнего насилия не только в наших странах, но и в глобальном масштабе. Почему столь пристальное внимание решению этой проблемы уделяет именно Швеция?
Дело в том, что сегодня Швеция занимает одной из первых мест в мире по внедрению в социальную жизнь принципов гендерного равенства. Женщины и мужчины не только имеют в Швеции равные права, но и на законодательном уровне любые нарушения строго пресекаются. Однако несмотря на эти достижения, в ходе дискуссии в выступлениях шведских законодателей постоянно звучала озабоченность по поводу того, что каждый год в их стране по-прежнему фиксируется множество случаев, когда женщины подвергаются насилию – и прежде всего в семье.
Член шведского парламента, представляющая свою страну в Совете Европы, Карина Ульссон отметила, что проблема насилия в отношении женщин давно уже стала не просто заботой правительства какой-то отдельно взятой страны, но и глобальной. В 1998 году в Швеции вступил в силу закон, согласно которому случаи физического, сексуального и психического насилия над женщиной рассматриваются как грубое нарушение неприкосновенности личности. А это по шведским законам грозит виновному сроком до шести лет тюремного заключения.
Большинство российских законодателей, участвующих в этой дискуссии, говорили о необходимости разработки в РФ законопроекта и принятия закона, касающегося превентивных мер для предотвращения самих фактов насилия в семье. Однако попытки обсуждения этого законопроекта, начавшиеся в Государственной Думе еще в 1993 году, постоянно сталкиваются с ожесточенным сопротивлением подавляющего в своем составе мужского большинства парламентариев. По их мнению, проблема семейного насилия в нашей стране неактуальна, и даже если она и существует, то это – частная проблема каждой отдельно взятой семьи, но никак не опасное социальное явление.
В настоящее время Госдума РФ заказала специалистам и экспертам междисциплинарное исследование по оценке домашнего насилия в стране. И в этом случае появляется надежда на то, что его результаты помогут всем без исключения российским законодателям осознать всю важность данной проблемы.
Здесь вот что важно еще отметить. Безусловно, любое голосование по вопросам, связанных с насилием в отношении женщин и решение этих насущных вопросов в том же парламенте Швеции проходит намного быстрее, поскольку около половины его членов – это женщины. Так, член шведского парламента Мария Нильссон заявила: «Я пошла в политику в первую очередь потому, что считала и считаю необходимым решать проблему насилия в отношении женщины в семье. Если же считать, что проблема насилия – это частное дело отдельно взятой семьи, а не проблема всего общества, то мы тем самым проблему эту по сути будем игнорировать. И никогда не сможем ее решить. Только тогда, когда мы будем рассматривать каждый случай насилия по отношению к женщинам на уровне муниципалитетов, районов, городов, то сможем с этим эффективно бороться».
Еще один член шведского парламента, Майя Карлссон затронула такой важный вопрос как система социальной защиты в Швеции, которая помогает обеспечить здоровое соотношение стремления к карьерному росту и нормальной семейной жизни. К примеру, после рождения или усыновления ребенка родители в Швеции имеют право на 480 дней оплачиваемого отпуска по уходу; 946 шведских крон (а это – 102 евро в день) получает каждая шведская семья. 60 дней такого отпуска специально выделяются для каждого из родителей, причем эти два месяца не могут передаваться ими друг другу.
Обсудили эту проблему помимо парламентариев специалисты, работающие с жертвами насилия в семье: представители правоохранительных органов, адвокаты, уполномоченные по правам человека и руководители приютов – кризисных центров помощи женщинам. Если в Швеции существует на сегодняшний день 180 таких приютов по всей стране, которые финансируются государством, то в России есть только один центр в Москве, который финансируется из центрального бюджета, а остальные созданы за счет привлечения средств неправительственных организаций, в том числе зарубежных.
В качестве эксперта по гендерным вопросам я работала по этой проблеме в США, и там ситуация кардинально отличается что от российской, что от европейской. В Америке по сути дела на любой услышанный крик женщины или ребенка соседи реагируют очень быстро – они немедленно вызывают полицию. Очень часто этот вызов бывает ложным, когда, к примеру, ребенок плачет из-за того, что у него что-то заболит. Но даже если отбросить эти неизбежные накладки, можно себе представить, сколько жизней женщин и детей такие вызовы все же спасают.
Кстати, закон о насилии в отношении женщин обязует шведские правоохранительные органы рассматривать каждое заявление женщины – жертвы домашнего насилия. В России же, как свидетельствуют уполномоченные по правам человека, очень часто участковые отговаривают женщин подавать заявление в судебные органы, предупреждая их, что они могут посадить мужа в тюрьму и лишить детей кормильца.
В результате, на сегодняшний день борьба с домашним насилием, жертвами которого становятся не только женщины, но также дети и старики, по-прежнему остается проблемой для самых различных по степени экономического развития и социальной защиты стран.
комментарии(0)