Фото Andreas Gora - Pool /Getty Images
С главой Госдепартамента США Майклом Помпео я чуть было не столкнулся лицом к лицу в минувшую пятницу на перекрестке Фридрихштрассе и Ораниенбургерштрассе в Берлине. Пересечь улицу мне не удалось, поскольку кавалькада лимузинов с затемненными стеклами, сопровождаемая полицейскими автомобилями и мотоциклистами, с пронзительными сиренами на некоторое время блокировала эти оживленные после полудня магистрали, мгновенно создав пробки. Важный гость из‑за океана, видимо, спешил на встречу с федеральным канцлером Ангелой Меркель.
«Зачем весь этот театр? – спросил меня давний знакомый, берлинский журналист Гюнтер, с которым мы как раз обговаривали вариант новой совместной книги. – Они что, хотят подчеркнуть свою значимость?»
Немецкий коллега прав: визит Помпео в Германию хотя и был рабочим, но преследовал важные для сегодняшнего состояния европейско‑американских отношений цели. Это стало ясно после программного выступления Помпео в пятницу вечером неподалеку от Бранденбургских ворот в фонде Koerberstiftung, посвященного 30‑летию падения Берлинской стены.
Главной в этом выступлении была простая мысль, которая многократно варьировалась госсекретарем. Она сводилась к тому, что «30 лет тому назад американцы и западные немцы совместно победили в холодной войне». Но, подчеркнул Помпео, «надежды на установление свободного демократического порядка во всем мире не реализовались, и авторитаризм вернулся». Помпео не скрывал, что под автократическими режимами он понимает Россию и Китай, и призвал Запад объединиться в борьбе с ними, поскольку, как он считает, в одиночку победить Москву и Пекин невозможно.
За этими призывами к атлантической солидарности во вновь разделенном мире, отмечает немецкая газета Welt, «в первую очередь скрывается недовольство Помпео тем, что правительство ФРГ пренебрегает своими союзническими обязательствами по увеличению финансового вклада в оборону». Как подчеркнул Помпео, «без увеличенных финансовых вложений участников НАТО эта организация станет неэффективной и ненужной».
Понятно, что госсекретарь напрямую вмешался в спор между партнерами по правящей в Германии правительственной коалиции по вопросу увеличения военного бюджета. Он даже не скрывал этого, поскольку заметил, что американской стороне известно о «сопротивлении в правительственной коалиции относительно решения вопроса об активном вкладе Германии (в бюджет НАТО. – «НГ»).
В то время как во время утренней встречи с Помпео немецкий министр обороны Аннегрет Крамп‑Карренбауэр выступала за увеличение финансового вклада Германии в оборону, контрастом, пишет Welt, оказались его беседы с министром иностранных дел Хайко Маасом по данному вопросу. Известно также, что и социал‑демократический коллега Мааса по правительству министр финансов Олаф Шольц категорически отказался выделять Бундесверу дополнительные финансовые средства. Но беседе с Шольцем Помпео смог уделить лишь четверть часа. Видимо, переубедить немецкого финансиста он даже не собирался.
Газета напоминает, что сомнения относительно надежности партнеров по НАТО уже высказал и французский президент Эмманюэль Макрон. Сам Североатлантический альянс Макрон объявил «неуправляемым», имея в виду отсутствие руководящей роли США. Помпео попытался оспорить эти подозрения, указав на необходимость увеличения вклада европейцев не только в НАТО, но и в активное участие в горячих точках, в частности в Сирии, угрожая им в противном случае новой волной беженцев.
Не мог обойти Помпео и другие болевые точки в отношениях США и ФРГ, а именно строительство «Северного потока – 2» и участие китайской компании Huawei в создании в Европе мобильных сетей нового поколения 5G. С его точки зрения, это усилит зависимость Европы от воли и желания России и КНР. При этом госсекретарь не постеснялся сравнить ситуацию в России, где, как отметил он, правит «бывший офицер КГБ», с ситуацией в бывшей ГДР. Да и «методы подавления», практикуемые китайскими коммунистами, он сравнил с методами, которые применяли в отношении населения ГДР, цитирует Помпео немецкое информационное агентство N‑tv.
Конечно, важны последствия визита Помпео в Германию. Как пишет Welt, его выступление было встречено собравшимися в Koerberstiftung вежливыми аплодисментами, но «действительно ли он говорил от лица действующего американского президента, вызывает сомнение». Итоги его пребывания в Берлине можно будет оценить, лишь анализируя последующие шаги правительства Германии в отношениях как с Россией, так и с Китаем. Пока складывается впечатление, что, несмотря на сильные проатлантические настроения в рядах правящей коалиции, и прежде всего Христианско‑демократического союза, Берлин при канцлере Меркель предпочитает учитывать фундаментальные интересы Германии в отношениях с соседями на Востоке.
комментарии(0)