Как это ни парадоксально, но две трети жертв со смертельным исходом в семейных конфликтах – мужчины. Фото PhotoXPress.ru
В Госдуме прошли парламентские слушания о насилии в семье. Тема приобрела особую остроту после трагедии сестер Хачатурян. Собственно, она никогда не уходила.
Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия» пытались внести в Госдуму еще в 2016 году. Тогда он не прошел и первого чтения. Зато в 2017 году был принят закон о декриминализации побоев в семье. Один из авторов его – депутат Елена Мизулина. По этому закону, за побои в семье, если они нанесены впервые, предусмотрены штраф от 5 тыс. до 30 тыс. руб., арест на срок от 10 до 15 суток или исправительные работы на срок от 60 до 120 часов. Ерунда, по нашим меркам. Пять тысяч – как за неправильную парковку машины.
С тех пор прошло почти три года. Можно подвести итоги. По данным судебного департамента Верховного суда РФ, только в 2018 году зарегистрировано 176 тыс. дел о побоях. По разным подсчетам, около 70–90% жертв вообще не идут в полицию в случаях домашнего насилия. А те, кто все же подает заявления, часто забирают их обратно. На случаи домашнего насилия начинают обращать внимание только тогда, когда доходит до тяжких телесных повреждений или смерти. Причем как обидчика, так и жертвы, которая стала обороняться.
Среди пострадавших от домашнего насилия 75% составляют женщины. А вот две трети жертв насилия со смертельным исходом – мужчины. На первый взгляд парадокс. Однако в этом есть логика: доведенные до отчаяния женщины обороняются, как могут, тем, что подвернулось под руку.
Законопроект о профилактике преступлений на семейно-бытовой почве скорее всего вновь внесут в Госдуму до конца 2019 года, и на этот раз у него много шансов быть принятым. Перед парламентскими слушаниями, прошедшими 21 октября, предварительно с июля по сентябрь по заказу Госдумы был проведен всероссийский опрос по проблемам домашнего насилия. По данным исследования, каждый сороковой опрошенный в течение последнего года страдал от домашнего насилия, две трети случаев подпадают под определение «супружеское насилие». Почти 16% опрошенных подвергались насилию в детском возрасте.
Во вновь предлагаемом законопроекте сформулировано определение домашнего насилия в соответствии с определением ВОЗ: домашнее насилие – это экономическое, физическое, сексуальное и психологическое насилие.
Главное в законопроекте – введение защитных ордеров, судебных и полицейских. Защитный ордер предполагает, что насильнику будет запрещено приближаться к жертве ближе чем на определенное расстояние.
Подобные охранные ордера (защитные предписания) действуют в 127 странах, даже в Беларуси. Хотя там тоже нет закона, но есть ордера. Без охранных ордеров и запрета на приближение жертву невозможно защитить от преследования. Насильник не должен ощущать, что может безнаказанно приближаться к жертве. Есть различные инструменты контроля соблюдения запрета, начиная от браслетов, заканчивая просто звонками жертвы сотруднику полиции с сообщением, что она находится в опасности.
Парламентские слушания в Госдуме прошли чрезвычайно бурно. Противников закона оказалось довольно много, в том числе, как ни странно, женщины. Например, председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева заявила, что мужчин нельзя наказывать лишением свободы за домашнее насилие: «С одной стороны, нельзя женщин бить. С другой – у нас же люди быстро мирятся. Мужу этот ордер выпишут или посадят, не дай бог, а кто деньги будет зарабатывать?»
Что тут скажешь? Остается напомнить, что терпение не безгранично и две трети жертв со смертельным исходом в результате домашнего насилия – мужчины. Среди женщин, находящихся в местах заключения, большой процент тех, кто оборонялся от нападавших мужей кухонными ножами, сковородками – всем, что под руку попалось.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова одной из первых на государственном уровне признала, что декриминализация побоев в семье – большая ошибка. Москалькова настаивает на скорейшей разработке проекта давно назревшего, по ее мнению, закона о противодействии насилию в семье и принятии его.
В разных формах законы против домашнего насилия уже действуют в 144 государствах. Россия последняя из стран – членов Совета Европы, где такой закон не принят.
комментарии(0)