Министр Ольга Васильева и ректор МГУ Виктор Садовничий поздравили пятерку лучших педагогов страны. Фото агентства «Москва»
В Общественной палате министр просвещения Ольга Васильева провела разговор с пятеркой победителей профессионального конкурса «Учитель года – 2019». Они сидели рядом, Ольга Васильева и пять педагогов, которых по счастливому стечению обстоятельств назвали лучшими. Напротив, в зале, – люди, в основном за 50, которых назвали родителями. Хотя они скорее всего родители родителей нынешних учеников. Но это детали... И разговор в ОП получился. Хотя не сразу. В первый момент, естественно, все растерялись. Учителя заговорили передовицами из социалистических газет (привет социалистическому прошлому). А Ольга Васильева, тоже скорее по инерции, взяла на себя роль воспитателя. Трансляция конкурсных заданий шла онлайн, за ней следили многие тысячи педагогов, то есть это было, по сути, такое всероссийское воспитательное мероприятие. Ответственно все очень, а тут…
Вот давайте разбираться, что было вот «тут». Ведущий встречи Арслан Хасавов – журналист и по совместительству главный редактор «Учительской газеты». Поэтому вопросы его к победителям получились до неприличия журналистскими: сразу о глобальном. «Почему именно воспитание включил президент Владимир Путин в стратегические задачи образования?» – спросил он. Ну, что значит – почему? Ну, ведь понятно, что из-за «скреп»! Это журналисту понятно. А вот педагогам нет. Павел Красновид, учитель географии из Московской области, с ходу заговорил о постановке целей. Для целей это нужно, чтобы цели правильно ставить. Перед детьми – качественное обучение. Перед учителями – качественный труд. Вероника Романова, учитель химии из Саратова, согласилась с предыдущим оратором, но коснулась еще и ценностей. На западе ценности – прикладная наука. У нас традиции другие. Фундаментальное образование (вот сразу видно, что человек из большой науки в школу пришел) – это наше все и… как полагается, нравственные основы как дополнение к нему. Ну, какие могут быть открытия, если у тебя моральные качества не те.
А вот дальше пошел совсем разлад. «Цели правительства и учителей должны совпадать!» – заявила следующая участница разговора, Зезкова Марина, учительница французского из Санкт-Петербурга. Если задачи правительства не станут задачами учителей, плохо все будет с воспитанием в стране. Ну понятно же, кто в лес, кто по дрова начнется. Спасла положение Лариса Арачашвили из Волгограда (именно она стала в итоге победителем конкурса «Учитель года – 2019»). Стратегическая цель – воспитание, потому что надо воспитать человека – гражданина своей страны. В последнее время воспитывали детей так, что Россия – для всех просто злая мачеха.
А теперь скажите, сможет ли министр смириться с тем, что только один из пяти учителей понимает правильно стратегические задачи страны? Поставьте себя на место государственного человека. Смогли бы? Конечно, нет. И министр включает… наставника. Ольга Васильева перехватывает у журналиста Хасавова модераторство, просит лучших педагогов более четко подать свои мысли аудитории, что они понимают под воспитанием. А потом не выдерживает и корректирует их ответы. Напомним, что, когда только Ольга Васильева заняла пост, ее первые выступления касались темы воспитания, как вернуть в школы эту важную функцию. Прошло несколько лет – и «главные» учителя страны на глазах у всех проваливают урок. Чему они учат других, когда у них в голове «каша» из глобализации, передовых технологий, четвертой промышленной революции, непонятных вызовов современности и так далее.
А ведь только Ольга Васильева радовалась, когда говорила, что наконец-то омолодился педагогический состав, в школы пришло новое поколение учителей. Средний возраст педагога – 35 лет. Выходит, радость преждевременная? Смотрим дальше. Дальше Арслан Хасавов опять задает журналистский вопрос. Он спрашивает, как правильно учителю выстраивать диалог с родителями. И тоже вроде бы можно говорить по шаблону. Но новое поколение учителей опять несет не в ту сторону. Марина Зезкова считает, что нужно создать свод правил, понятный всем участникам процесса. Недоразумений тогда будет меньше. Следующий участник считает, что правильным будет в отношениях родителей и учителей – ограничить диалог временными рамками. Родитель должен научиться понимать, что педагог – тоже человек. У него есть свои личные дела. Павел Красновид тоже напирает на «личное пространство учителя». И еще напоминает, что техника может помочь выстроить диалог заочно.
И опять положение спасает Лариса Арачашвили. «Я, наверное, неправильный учитель, – говорит потенциальная победительница. – Для меня желание родителей пообщаться со мной – это большое благо!» Современная техника, конечно, поможет учителю в общении… когда действительно он занят. И пошлет спасительное смс «Перезвоните позже!» Но на этом ее помощь должна закончиться. «Если ты выбрал эту профессию, то должен понимать уровень ответственности, которую на себя взвалил…» – говорит эта рассудительная девушка 29 лет.
Ну, а если без легкой иронии – они мне понравились. Все. Потому что разные. Потому что ошибаются. Нравится, что у них разные вкусы, предпочтения и увлечения. Что не называют в качестве кумиров великих: Ушинского, Коменского, Амонашвили и т.д. Нет, не потому, что я не уважаю этих чудесных людей. Просто потому, что так будет честнее. Они хотели бы поговорить – предоставьте им эту возможность – с Николаем Семёновым, как химик с физикохимиком; с Михаилом Ломоносовым как географ с прародителем множества наук; с Николаем Цискаридзе, потому что рядом школа имени Вагановой и каждый раз, проходя мимо, учительница думает о нем.
Эти учителя уже отличаются от тех, что были всего лишь пару лет назад. Они чуть-чуть откровенней. Менее зажаты. Менее застегнуты на все учительские пуговицы. Ушла, ну или почти ушла из их речей патетика. Они стали меньше усыплять аудиторию цитатами великих. И чаще говорить «от себя».
Может, они наконец поняли, что никто не просит их надевать на себя венцы носителей высоких истин. Вот, кстати, еще одна картинка к этой теме. Ответы учителей на вопрос, чему научили их дети. «Мои ученики научили меня доверять их эмоциям, их личному выбору», – говорит Наиль Мирсаитов, учитель биологии из Казани.
«Мои ученики научили меня оценивать их не только по предметным оценкам», – говорит Лариса Арачишвили и забивает последний гол в ворота всех соперников. Вспомнила, как сначала работала в сильной школе, а потом перешла в слабую. И слабая успеваемость нового класса ее какое-то время очень сильно раздражала. Ровно до тех пор, пока она не познакомилась с детьми поближе и не полюбила их такими, какие они есть.
Откровения Ларисы не могли оставить равнодушной и министра просвещения. Она тоже вспомнила о первом своем уроке. Ее первые ученики были старше своей учительницы на четыре года. И уже одна мысль, что она войдет в класс, где страдает дисциплина и ученики старше ее, очень сильно пугала молодого педагога. Но помогли старшие коллеги, говорит министр. Шаг за шагом они помогли постичь главные школьные принципы: детям не врать; их уважать, но на голову садиться не позволять; панибратства не допускать, самоуважение не терять. Мы, как страна, добавила министр, все время себя бичуем. Где наше самоуважение?
В общем, пришла к заключению Ольга Васильева после общения с учителями, школам нужны наставники. Очень и срочно…
комментарии(0)