Фото Johis Alarcon/Bloomberg via Getty Images
Причиной резкого обострения ситуации в латиноамериканском государстве, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни. Реакцией на это стали массовые протесты не только водителей бензовозов и грузовиков, но и простых граждан, нередко перерастающие в столкновения с полицией и беспорядки.
В городах не функционирует общественный транспорт, не работают школы. Сотни человек задержаны, один убитый. Столица временно перенесена в портовый город Гуаякиль, поскольку в Кито направляются организованные отряды индейского населения на захваченных ими бронетранспортерах. В стране введено чрезвычайное положение.
Подчеркнем, что эта мера давно назрела и даже перезрела, так как субсидирование помимо всего прочего порождало спекуляцию. Но серьезным упущением правительства стало то, что оно предварительно не разъяснило гражданам насущную необходимость принятия столь непопулярного решения.
Для лучшего понимания сложившейся обстановки следует прокрутить пленку назад. Нынешний президент Ленин Морено вырвал в упорной схватке во втором туре выборов победу, вступил в должность в мае 2017 года. Номинально он считался преемником Рафаэля Корреа, находившегося у власти 10 лет и имевшего возможность благодаря конституционной поправке баллотироваться на новый четырехлетний срок. Он задумал переждать трудные времена и выдвинуться вновь. Поэтому рекомендовал на этот пост проверенного деятеля, полагая, что тот продолжит курс под названием «Гражданская революция». Но этого не случилось.
Новый глава государства, продолжая заботиться о незащищенных слоях, стариках, детях, неимущих, развернул бескомпромиссную борьбу с коррупцией. Одновременно Ленин Морено начал осуществлять перезагрузку внешней политики. Явным признаком этого стал отход от Боливарианского альянса для народов «нашей Америки» – содружества государств континента, где у власти находятся лидеры левой ориентации. Его основы заложили кубинец Фидель Кастро и венесуэлец Уго Чавес. Позднее к ним присоединились боливиец Эво Моралес, никарагуанец Даниэль Ортега. Их отличительной чертой является продление всеми способами своих полномочий у руля правления.
Это произошло на референдуме 4 февраля 2018 года, который инициировал Ленин Морено. Гражданам предстояло ответить на вопрос, согласны ли они отменить поправку, одобренную парламентом в 2015 году. Она позволяла неограниченное выдвижение одного и того человека в президенты. Глава государства посчитал ненормальным подобное положение вещей, подчеркнув, что сам он не намерен баллотироваться вторично, и решил проконсультироваться с гражданами ради «подлинной демократии без каудильизма».
Это сугубо латиноамериканский термин, производный от испанского слова caudillo – «предводитель». Это социальный феномен, связанный с выдвижением на арену сильной личности, пользующейся неограниченной властью в отряде, партии, регионе. Каудильо – божок, вождь, руководитель партизан, сражавшихся за освобождение родины от колониальной экспансии Испании и Португалии. Со временем понятие превратилось в синоним непререкаемого лидера, безраздельно доминирующего на определенной территории. Затем оно существенно расширилось, стало обозначать авторитарного правителя.
Более 64% избирателей отвергли поправку. Это означало, что Корреа лишался права выдвигаться вновь. Вердикт вызвал его гневную отповедь. Конфликт, возникший ранее, вступил в критическую фазу. Бывшие единомышленники окончательно оказались по разные стороны баррикад.
В марте нынешнего года страна отказалась от участия в финансировании пропагандистского венесуэльского канала Telesur. Позднее она официально объявила о выходе из альянса, куда входила с 2000 года.
Продолжая начатую линию, Эквадор обратился в Международный валютный фонд с просьбой об оказании финансовой помощи для покрытия бюджетного дефицита. Просьбу удовлетворили в размере 10 млрд долл. при условии выполнения ряда требований. Главным из них должно стать прекращение субсидирования горючего, что практиковалось на протяжении 40 лет. Кроме того, предусматривались увеличение налоговой нагрузки на предприятия, имеющие доход в 10 млн долл., и сокращение на 10% зарплаты государственным служащим.
Все это породило мощную волну протестов, захлестнувшую города и веси. Теперь власти, объявившие о введении особого положения на 60 дней и запрете на проведение массовых манифестаций, согласились сесть за стол переговоров с лидерами протестующих.
Парадокс в том, что оппозиция в целом приветствует договоренность с МВФ, понимая ее суровую необходимость, в то время как часть членов правящей партии обвиняет президента в предательстве идеалов «Гражданской революции». Но Ленину Морено, прошедшему драматический путь к вершине власти, не привыкать держать удары. Как пишет газета Comercio, президент назвал уличные протесты попыткой переворота. В организации акций он прямо обвинил Корреа и президента Венесуэлы Николаса Мадуро.
Думается, что Ленин Морено извлечет надлежащие уроки из нынешней ситуации. Опираясь на ближайшее окружение, состоящее из профессионалов, прислушиваясь к голосу гражданского общества, он подведет страну к следующим президентским и парламентским баталиям. И передаст бразды правления тому, кого предпочтет эквадорский электорат.
комментарии(0)