Фото Adel Omeragic/Anadolu Agency via Getty Images
Закончился недельный вояж госсекретаря США Майкла Помпео по Восточному Средиземноморью. В ходе поездки он посетил Италию, Ватикан, Черногорию, Северную Македонию и Грецию. Несмотря на то что в рамках визита на бывшие югославские республики было выделено по одному дню, а основная часть посвящалась Греции и Италии, наиболее громкие и резонансные заявления были сделаны Помпео именно в Подгорице и Скопье.
В частности, во время встреч с черногорскими президентом Мило Джукановичем и премьером Душко Марковичем Помпео заявил, что Черногория, невзирая на свой малый размер, имеет ключевое значение для безопасности Балканского региона, и что Черногория и США «совместно защищают мир от злокозненных российских хакеров», которые с помощью своего нелегального программного обеспечения проникли в миллиарды компьютеров по всему миру. Это заявление привело черногорскую и сербскую общественность, мягко говоря, в недоумение, поскольку Черногория известна чем угодно, но отнюдь не развитым IT-сектором. Подводя итоги визита Помпео, Маркович успешно обошел момент, связанный с «российскими хакерами», и отметил лишь, что американский госсекретарь «высоко оценил совместные действия США и Черногории по борьбе с российской угрозой».
Что бы ни скрывалось за заявлением Помпео о «совместной борьбе с российскими хакерами», здесь важен прежде всего сам прецедент встречи госсекретаря США с черногорскими лидерами. Как известно, Мило Джуканович правит Черногорией с 1992 года, а лидером правящей партии является еще дольше, с 1989-го. Одного этого факта было бы достаточно, чтобы усомниться в демократическом характере черногорского режима, но против Джукановича еще и возбуждались (в соседней Италии) уголовные дела, связанные с контрабандой. В общем, на «перспективного лидера молодого демократического государства» Джуканович совсем не похож. После «попытки госпереворота» в Черногории в 2016 году и последующего вступления этого государства в НАТО в кулуарах ЕС активно муссировалась идея о том, что Джуканович выполнил свою историческую миссию и может наконец уйти. Как видим, Джуканович никуда не ушел, уходить не собирается, и Помпео его в этом вполне поддерживает.
Однако изюминкой всей поездки стало заявление, сделанное Помпео в Северной Македонии. Он отметил, что не видит препятствий для вхождения Македонии в блок НАТО до конца текущего года. При этом опять-таки вызвал у премьера Зорана Заева некоторое недоумение, похвалив «огромный вклад Македонии в борьбу с исламским халифатом». Такая оценка Помпео кажется излишне оптимистичной на фоне заявлений представителей руководства Македонии. В частности, министр обороны Радмила Шекеринска буквально месяц назад констатировала, что со вступлением страны в НАТО есть смысл подождать, пока не прояснится ситуация в таких европейских странах, как Великобритания и Испания.
Кстати, случайно или нет, балканская часть поездки Помпео пришлась аккурат на канун внеочередных парламентских выборов в Косово, с которым у Черногории и Северной Македонии до сих пор не завершена демаркация границы, особенно в районах компактного проживания албанского населения. По последним данным из Приштины, на косовских выборах победили сторонники диалога с Белградом, а партии «ястребов» Тачи и Карадиная признали свое поражение. В случае, если результаты подтвердятся, можно ожидать снятия прежнего напряжения в Приштине по отношению к вопросу «разграничения» Северного Косово с Белградом.
Суммируя впечатления от балканской части поездки Помпео, надо сказать, что представляется она сумбурной и избыточно щедрой на обещания. Впечатление сумбурности, рискнем даже сказать, кучи-малы усиливает тот факт, что на днях Дональд Трамп назначил нового представителя на переговоры по Косово, им стал посол США в Германии Ричард Гренелл. Это, мягко говоря, очень странное назначение. Гренелл, во-первых, не является специалистом по Балканам, а во-вторых, зарекомендовал себя по основному месту работы как опасный скандалист. После заявлений Гренелла о том, что Германия обязана отказаться от сотрудничества с Ираном, а также от строительства «Северного потока – 2», американский посол фактически был подвергнут обструкции со стороны немецкого политического класса. Общаются с Гренеллом только представители партии «Альтернатива для Германии», которую посол не устает нахваливать в своих интервью. Немаловажным является и то, что Гренелл – открытый гей, что вряд ли добавит ему популярности в таком консервативном регионе, как Балканы.
А главное, буквально за два месяца до этого Трамп утвердил в должности спецпредставителя США по Западным Балканам заместителя помощника госсекретаря, небезызвестного Мэттью Палмера. Он – полная противоположность Гренеллу, больше 20 лет проработал на Балканах, женат на сербке, все свободное от работы время проводит в своем доме в Черногории. Не будет большим преувеличением сказать, что лучших специалистов по Балканам, чем Палмер, в Госдепе сейчас просто нет. При этом Палмер убежденный сторонник Демократической партии и никогда не скрывал, что своим карьерным ростом в значительной степени обязан Мадлен Олбрайт. То есть Трампу Палмер, так сказать, классово чужд. В отличие от Гренелла, который, безусловно, «человек Трампа».
Как Гренелл и Палмер будут делить полномочия в косовском урегулировании, пока вообще непонятно. Вариант «плохой следователь – хороший следователь» здесь вряд ли работает, для игры в четыре руки необходимо полное взаимопонимание и четкая координация участников, а Палмер и Гренелл на дух друг друга не переносят.
Отметим также, что в состав группы чиновников и экспертов, сопровождавшей на Балканах Помпео, не вошли ни Палмер, ни Гренелл. В общем и целом, если Трамп хотел запутать своих недоброжелателей, констатируем – ему это блестяще удалось. Теперь понять, кто в администрации Трампа на самом деле принимает решения по Балканам, и в частности по Косово, невозможно в принципе.
комментарии(0)