Случившаяся в воскресенье атака анонимных дронов на нефтяные месторождения в Саудовской Аравии существенным образом повлияла на мировой энергетический рынок. Один из ведущих мировых поставщиков «черного золота» – Эр-Рияд – вынужден был почти вдвое сократить свой нефтяной экспорт на неопределённый срок по нескольким направлениям. Это естественно отразилось на цене на нефть, которая начала стремительно расти, и затронуло ряд прямых получателей главного саудовского товара.
Так, Индия, чей рынок потребления энергоресурсов показывает самые высокие темпы роста в мире, оказалась перед фактом двойного сокращения поставок саудовской нефти. Это не могло не обеспокоить высшее политическое руководство страны, заинтересованное в надёжных поставках энергоресурсов для развития собственной экономики. И стало поводом для интенсификации переговоров с ведущими мировыми нефтяными компаниями о диверсификации поставок энергоресурсов.
17 сентября состоялась встреча министра нефтяной промышленности Индии Джармендры Прадхана с главой российской нефтяной компании «Роснефть» Игорем Сечиным. Договоренность о встрече была достигнута между лидерами двух государств Владимиром Путиным и Нарендрой Моди на состоявшемся недавно Восточном экономическом форуме.
На встрече «Роснефть» пообещала рассмотреть возможность увеличения поставок сырой нефти в Индию, тем более что в этой стране ей принадлежит 49% акций НПЗ «Вадинар». Это один из самых технологически развитых заводов в мире: и теперь владеющий им международный консорциум рассматривает возможность увеличения объёма нефтепереработки вдвое – с 20 до 40 млн. тонн в год.
На первом этапе участники консорциума берут на себя обязательства в ближайшие два года инвестировать 850 млн долл. в строительство нефтехимического производства. И это – очень рациональная и грамотная инвестиция: спрос на полимеры в Индии уже вырос на 8% и, как ожидается, значительно увеличится в ближайшем будущем. В целом же, темпы роста спроса на индийском рынке нефтепродуктов – самые высокие в мире.
И не удивительно, что розничная сеть здесь растёт, как на дрожжах. Когда «Роснефть» в составе консорциума инвесторов вошла в капитал Nayara Energy, компании принадлежало 2500 заправок, сейчас их уже 5300: рост более чем в два раза. И это, похоже, далеко не предел.
На встрече стороны обсудили также участие индийских компаний в российских добычных проектах. Вспомним, что в своё время именно интегральная модель, когда партнеры взаимодействуют по всей технологической цепочке – от геологоразведки и добычи до нефтепереработки и реализации нефтепродуктов на АЗС – стала для индийцев решающим аргументом в пользу сотрудничества с «Роснефтью». На данный момент индийскому консорциуму принадлежит 49% в Ванкорском месторождении, которое справедливо считается визитной карточкой «Роснефти», и 29% в перспективном восточносибирском проекте «Таас-Юрях. К тому же, ещё с 90-х годов индийцы – один из акционеров «Сахалина-1» – масштабного проекта на шельфе острова Сахалин. На Восточном форуме акционеры проекта объявили, что планируют построить СПГ-завод в Хабаровском крае для монетизации газа, добытого на Сахалине. И индийская ONGC, безусловно, заинтересована в проекте. Ведь, как известно, за рынком СПГ – будущее.
На встрече в Нью-Дели российская сторона пригласила индийских партнёров к участию в проекте «Восток Ойл». И индийцы проявили к нему живой интерес. Ведь Ванкорское месторождение, доля в котором им принадлежит, по замыслу «Роснефти», должно войти в арктический суперкластер, создающийся в соответствии с данным проектом. В него войдут и другие месторождения Ванкорского кластера, к которым индийские компании уже давно присматриваются, и ряд перспективных месторождений и участков на севере Красноярского края с колоссальной ресурсной базой. Возможность участия Индии в проекте обсуждалась, оказывается, ещё во Владивостоке на встрече Путина и Моди, но индийская сторона дала понять, что инвестирует в арктическую кладовую лишь при том условии, что будут созданы нормальные инвестиционные стимулы. То есть мяч теперь на стороне российского регулятора.
Масштабные планы энергетического сотрудничества двух держав не могут целиком и полностью зависеть от колебаний мирового рынка. Тем более что террористическую угрозу нефтяным месторождениям прежде можно было себе представить лишь где-то в Экваториальной Африке, но никак не у одного из мировых нефтяных гигантов Saudi Aramco.
Мир, в том числе энергетический, стремительно меняется, потому особенно важны доверительные и долгосрочные отношения стратегического характера в столь щепетильной сфере. А с учётом того, что по всем мировым прогнозам индийский регион будет показывать высочайшие темпы роста в мире, открывая себя с новой стороны уже в самое ближайшее время, инвестиции в него будут иметь крайне прибыльный характер.
комментарии(0)