Фото Victor Moriyama/Getty Images
В колумбийском городке Летисиа состоялась встреча на высшем уровне семи латиноамериканских стран, расположенных по обоим берегам крупнейшей реки Южной Америки Амазонки. Во встрече приняли участие президенты, вице-президенты и министры Боливии, Бразилии, Гайаны, Колумбии, Перу, Суринама и Эквадора. Кстати, один из участников – президент Эквадора Ленин Морено – появился на свет в амазонской сельве.
Цель встречи – срочная реакция на охватившие Амазонию пожары. Только за последнее время там зафиксировано около 80 тыс. очагов возгорания.
В Летисии была подписана совместная декларация по охране окружающей среды, прежде всего лесов, по праву считающихся легкими планеты и позволяющих населению дышать полной грудью в условиях глобального ухудшения экологической обстановки. Специальным разделом коммюнике стал пункт о защите среды обитания индейцев. Стороны обязались заботиться об их будущем, обучать в школах и университетах.
С особой силой лесные пожары заполыхали в Бразилии, крупнейшей стране континента по размерам территории и экономическому потенциалу. Они привлекли повышенное внимание в Европе. Так эта тема обрела международное измерение.
Франция устами президента Эмманюэля Макрона бросила упрек властям Бразилии за то, что они не подписали Парижское соглашение по климату. Этот вопрос фигурировал в повестке саммита G7, проходившего в курортном местечке Биарриц. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила о целесообразности приостановить подписание заключительного протокола об интеграции между Европейским союзом и Южноамериканским общим рынком, одним из учредителей которого является Бразилия. Об этом же говорил председатель Евросовета Дональд Туск. Финляндия, в настоящее время председательствующая в ЕС, временно отказалась от закупок бразильского мяса.
Президент Бразилии Жаир Болсонару, амбициозный политик крайне правого толка, победивший со значительным преимуществом на всеобщих выборах в октябре 2018 года, поначалу отмахнулся от проблемы, заявляя, что пожары – происки зарубежных неправительственных организаций и недругов режима. Он вступил в полемику с французским коллегой, обвинил его в колониализме и вмешательстве в дела суверенного государства.
Позднее, осознав значимость вопроса и под влиянием массовых выступлений в самой стране, Болсонару 5 сентября издал декрет, запрещающий на протяжении двух ближайших месяцев сжигание травы и вырубку леса с целью положить конец пожарам. Он распорядился бросить на тушение пожаров армию и подразделения полиции в количестве 3,9 тыс. человек, сотни грузовых автомобилей, 18 самолетов. Все это дало определенный эффект.
Но это лишь начало целенаправленной кропотливой работы по сбережению национального достояния, которое обрело международную значимость. Заметим, что Бразилия не имеет специальных структур, способных справиться с лавиной лесных пожаров. У нее есть крохотное агентство по мониторингу леса. В этом вопросе с Бразилией могла бы поделиться богатым опытом Россия. Ведь обе страны входят в объединение БРИКС.
Однако велики сомнения в возможности мгновенного решения проблемы посредством одних постановлений, поскольку в Бразилии имеются влиятельные силы, заинтересованные в вырубке деревьев для хозяйственных нужд. Появилась особая категория лиц, прекрасно организованная, сплоченная, извлекающая немалую прибыль. Они привлекают бедняков, отчаявшийся люд. По мнению Даниэля Асеведу Лопеса, ответственного чиновника федерального министерства, занимающегося охраной окружающей среды, 70% вырубленных лесов приходится на долю криминальных организаций. Декрет не остановит тех, кто без лицензии занимается вырубкой, подчеркивал Родриго Хунгейро, представитель частного Института по охране природы.
Бразильское правительство не только не борется с подобным криминалом, но и само промышляет аналогичным бизнесом. Объявив своим приоритетом борьбу с преступностью, захлестнувшей страну, и искоренение чудовищной коррупции, оно взяло курс на расширение экспорта продуктов питания, пользующихся огромным спросом за рубежом. А для этого потребовалось расширение посевных площадей, что повлекло за собой вырубку реликтовых лесов, многие из которых исторически являются средой обитания индейцев. По убеждению экспертов, этот декрет входит в противоречие с действиями властей, поощряющих производственную деятельность на индейских территориях, в тропической сельве и охранных зонах.
Тем более что уничтожение лесов – это весьма давняя история. А при Болсонару она достигла гигантских размеров. И одними речами и декретами этот процесс остановить вряд ли возможно.
Вполне логично, что генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш решил провести во второй половине сентября специальное заседание Генассамблеи для обсуждения этой животрепещущей проблемы. Глубокую озабоченность ситуацией в Амазонии выразил и папа Римский Франциск. Его спецпредставитель кардинал Педро Баррето объявил об общем сборе в октябре священнослужителей для мониторинга ситуации. Отряды спасателей из Чили, Эквадора, США включились в борьбу с бедствием.
Болсонару умерил свою гордыню и великодушно согласился принять помощь в размере 22 млн долл., обещанную «большой семеркой», от которой ранее отказывался, заявляя, что Бразилия не нуждается в подачках.
комментарии(0)