Вторая, а то и третья смена превращает школу в конвейер по производству «автоматических устройств». Фото PhotoXPress.ru |
А ведь среди именно этих ребят, возможно, зреет материал для будущей агрессии. Вообразим себе томящихся в пустых квартирах (секции и кружки еще закрыты) учеников, их мам, вынужденных по телефону проверять домашние задания. 2 млн «домашних беспризорников» – далеко не безобидный социальный тромб даже по самым скромным меркам. Ну а по мировым?
Гражданину ЕС не понять, откуда взялись у нас эти дети, почему за их права никто не заступается. Молчат палаты и сенаты, профсоюзы, родительское сообщество и целая империя педагогических наук, о которой все забыли – Российская академия образования. «Смена бывает только одна, первая, она же и последняя, но – растянутая под общественный запрос», – объясняют нашим академикам зарубежные специалисты. Поэтому, к слову, и учителям в развитых странах платят не посменно, а за полный день общения с детьми – сначала в классах, а затем в кружках и на вечерних консультациях. Этот стандарт прописан и в международных документах. Так, рекомендации о положении учителя, разработанные ЮНЕСКО, предполагают обязательные для педагога часы на общение с родителями, встречи с учениками и т.п.
«Разве у вас не так? – сочувственно цокает языком американский коллега. – Часы в обмен на рубли, рochasovka? Кто больше классов застолбит, тому и уважение? Ваши учителя каннибалы?!» Круглые глаза, не понимает. Стоп, а куда девались легендарные авиамодельные кружки, спортивные секции и клубы? Где дети собираются, если уроки идут сплошняком с утра до вечера?
Все, кроме тех, кому это положено по службе, понимают: сменность образования, да еще подкрепленная подушевым финансированием, превращает школу в производство автоматических устройств, перечеркивает детскую тягу к игре, проектно-студийному творчеству.
«Мы учим в две полные смены, поэтому не имеем возможности открывать секции, кружки: нет помещений, – говорит директор лицея № 159 Новосибирска Татьяна Горбачева. – Утром, в обед и вечером пробки на всех этажах». Рассчитанный на 566 человек лицей принимает больше тысячи: партами занята библиотека, актовый зал, учительская.
А в жилмассиве «Родники» директору недавно отстроенной школы № 211 Сергею Васильеву пришлось отдать под классы даже рекреации, предназначенные для отдыха учеников. По некоторым оценкам, школ со второй сменой больше всего в Краснодарском крае, Башкортостане, Республике Бурятия. В Дагестане – каждая вторая, а в столице Сибири таких более 70%.
Хотя еще в ноябре 2006 года газета «Вечерний Новосибирск» публиковала информацию из мэрии с позитивным заголовком «Вторая смена отмирает». Но сорвалось, причем по всей стране. «Совершенно практическая, конкретная», утвержденная в 2015 году премьер-министром Дмитрием Медведевым 10-летняя программа создания в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях временно приостановлена.
Аномальный дефицит учебных площадей побудил сибиряков к созданию откровенно комичных проектов. В одном из них фигурирует подвижный класс с применением компьютерных сетей. Причем последние, если правильно все организовать, могут дать более мощный эффект, чем традиционные методики для «неподвижных» учащихся.
Смелая разработка управленца нечаянно предвосхитила знаковое, хотя и не отмеченное аналитиками, заявление премьер-министра Дмитрия Медведева. «Если учеба во вторую смену все-таки имеет и плюсы (?! – А.З.) и минусы, – сказал он, общаясь с главой Республики Бурятия Алексеем Цыденовым, – то учеба в третью смену абсолютно никуда не годится».
То есть плюсы у неудобной во всех отношениях и выгодной, пожалуй, лишь чиновникам системы, исключающей кружки, внеклассную работу, спорт, у одиозной модели, которую бичевала еще Надежда Крупская, все-таки имеются? Какие же? И почему это стало понятно только теперь, в самый разгар перехода школ на работу в одну смену?
«Мы прошли демографическую яму, и многие регионы, где нужно закрыть тему третьей смены, вряд ли ее закроют, потому что детишки рождаются... и это тоже хорошо», – откровенно рассказала на парламентских слушаниях министр просвещения РФ Ольга Васильева.
Дети и вправду рождаются, нам бы радоваться! К 2024 году детей будет больше. То есть выходит, что оплошные 13 млн занимающихся во вторую смену школьников были не ошибкой аудитора Орловой, а ее оптимистическим прогнозом?
комментарии(0)