Большая часть проблем первичной помощи не могут быть решены за несколько лет. Фото агентства «Москва»
Взгляды на систему здравоохранения у человека с улицы, у врача-специалиста, занимающегося, например, болезнями глаз, и специалиста общественного здоровья, занимающегося здоровьем людей и организацией медицинской помощи, очень различаются. Первому кажется, что наиболее важны современное высокотехнологичное оборудование и новейшие дорогие лекарства. Последнему точно известно, что для здоровья и долголетия и даже для счастья людей самое главное – помощь, которая оказывается врачом общей практики (ВОП).
В развитых странах врачи общей практики начинают и заканчивают лечение 70–80% всех случаев заболеваний. В остальных необходимо внимание узких специалистов, всего в нескольких процентах случаев – госпитализация, и в менее чем 1–2% – узкоспециализированная помощь. Последнюю в нашей стране называют «высокотехнологичной», но это всего лишь следствие придуманного для нее способа финансирования.
Стоило только Минздраву рекомендовать численность прикрепленного к участковому врачу населения в 1700 человек, как в стране не осталось меньших участков. Большинство участковых врачей работают на 1,5 ставки и обслуживают по два участка и более. В результате разрушается самое ценное, что есть в деятельности врача общей практики: постоянный контакт с известными ему пациентами, семьями. А это основа ранней диагностики, контроля над течением хронических заболеваний и даже использования телемедицинских технологий.
Презрительное отношение к первичной помощи отражается не только в плохом финансировании (пожалуй, кроме Москвы), плохих условиях труда, перегрузке. Именно здесь целенаправленно сокращается финансирование. Даже федеральные проекты, декларирующие улучшение качества первичной помощи, в действительности направляют средства на другие цели. Так, в нынешнем нацпроекте «Здравоохранение» на первичную помощь предусмотрено только 3,5% средств. А ведь там должны лечиться 70–80% больных.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своем недавнем докладе в Кремле создала избыточно оптимистичное впечатление о динамике первичной помощи, сравнивая данные 2018 года с 2014-м. Сравнение с 2000 годом показало бы совершенно противоположное, негативное развитие.
Большая часть проблем первичной помощи не могут быть решены за 2–5 лет. Однако к октябрю, назначенному Владимиром Путиным сроку, основные направления изменений должны быть сформулированы. Прежде всего это изменение Федерального закона № 323, который разрешает направлять работать «на участке» врачей без последипломного образования. Этим отрицается весь прогресс медицинского образования, достигнутый в ХХ веке.
Минздраву нужно в поликлиниках сократить количество врачебных и сестринских должностей, не связанных непосредственно с оказанием медицинской помощи: врачей-диетологов, центров по поддержке решения бросить курить, противоабортных «кризисных центров», центров здоровья и прочих. Освободившиеся от несвойственных им обязанностей специалисты смогут участвовать в оказании медицинской помощи.
Давно назрело решение о резком сокращении практики посещения врачом пациентов на дому. За время одного посещения на дому в поликлинике или фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) врач/фельдшер может принять 3–5 (а на селе и более) пациентов в кабинете. Нуждающиеся в неотложной помощи должны получать ее в приемных отделениях медицинских организаций и от скорой помощи.
Больше всего страдают от плохой первичной помощи жители небольших населенных пунктов. Экономическая рационализация многих сторон общественной жизни привела к представлению о «нецелесообразности» малых больниц и ФАПов. Нынешнее восстановление ФАПов, привлечение врачей на село (программа «Земский доктор» и ей подобные), работают, но приносят очень скромные результаты. Вероятно, необходимы законы, кладущие предел установленным правительством стимулам к оптимизации социальных расходов. Эта оптимизация везде, и прежде всего на селе, ударяет по самым уязвимым группам населения.
Бездумное внедрение дистанционных (телемедицинских) технологий таит опасность траты средств на закупки оборудования и программного обеспечения, полезность которых весьма ограниченна. Привлекательно решать проблемы отсутствия специалистов «электроникой», но нужно внедрять только то, что имеет доказанную полезность. Иначе опять может получиться как с созданием «центров профилактики» в поликлиниках, когда приказом Минздрава было велено закупать приборы для определения факта курения пациента.
Минздрав с 2015 года похваляется, что создана интерактивная карта медицинских организаций всей страны. Наличие такой карты во всеобщем доступе было бы чрезвычайно удобно гражданам, очень полезно в поиске организации, чтобы целенаправленно обратиться. Но где карта?
Видимый инициатор внимания к проблемам первичной помощи – вице-премьер Татьяна Голикова. Памятуя о ее деятельности на посту министра здравоохранения и соцразвития, можно предположить, что деньги, отпущенные на развитие первичной помощи, будут направлены главным образом на строительство, ремонт и «томографы», чему мы неоднократно были свидетелями.
Первичная помощь и здравоохранение страны в целом нуждаются более не финансах, а в образованных работниках и гибкой, эффективной и современной организации. Одно из очевидных направлений реформы – предоставление бесплатной лекарственной помощи при амбулаторном лечении. Остальные направления не столь очевидны. С работой не справиться до октября, но при желании, открытости процесса за два года можно создать реальный проект необходимых изменений.
комментарии(0)