0
3414
Газета Я так вижу Печатная версия

21.08.2019 17:30:00

Как обеспечить школьнику право выбора профессии

Может ли ребенок сам разумно определиться с главным направлением своего развития

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.

Тэги: учеба, профессия, специальность


учеба, профессия, специальность Хорошо, если ребенок при выборе направления обучения уже четко понимает, кем хочет стать. Фото РИА Новости

Куда пойти учиться? Этот вопрос задают себе все ответственные родители по поводу будущего своих детей. Речь не о детях, которые радуются вместе с родителями тройке в четверти. Хотя и в этом случае при наличии широкого спектра платных образовательных услуг можно проанализировать различные варианты. Речь о детях, которые успешно учатся. Которые в будущем непременно станут студентами. Но вот какую профессию они выберут? Или ее выберут за них их заботливые родители? Вопрос не праздный. Вернуться в исходную точку выбора без потерь невозможно. Правильный выбор нужно сделать сразу.

Начну анализ с реального примера. Ко мне обратились знакомые знакомых с просьбой протестировать по математике их сына. Парень с отличием закончил девятый класс, без единой четверки. Но по математике балл по итоговому экзамену оказался не очень высоким, хотя для отличной оценки его хватило. Родители хотели понять, можно ли рассчитывать в будущем на поступление на математические факультеты МГУ.

Мальчик уверенно и быстро решал все задания, связанные с вычислениями или использованием геометрических теорем. Но как только задания стали сложнее, то потребовалась математическая логика. Здесь дела пошли гораздо хуже. Парень привык к тому, что он знает решение. Искать решение логическим путем он не умел. И даже при подсказке у него не очень получалось.

Я сообщил родителям полученный результат. Но мама сказала, что хороший репетитор все исправит. Ведь еще два года до поступления. Спорить с любящей сына мамой я не стал и откланялся. Пример этот привел для того, чтобы подчеркнуть, что ожидания родителей не всегда совпадают с возможностями ребенка.

Теперь от частного к общему. В России в последние годы развивается мода на профильные классы в средней школе. Это означает, что после девятого класса учеников распределяют по классам, в каждом из которых некоторые предметы изучают углубленно за счет сокращения часов и программ по другим предметам. Такие классы называют в разных школах по-разному, но реально направлений не очень много: физико-математическое (инженерное), химико-биологическое (медицинское), историко-обществоведческое (экономическое) и литературно-языковое (гуманитарное).

Хорошо, если ребенок при выборе направления уже четко понимает, кем хочет стать. Но в 15 лет как бы рановато. А направление уже выбрано. И дальше весьма сложно перестраиваться. Но даже не это меня тревожит. Дело в том, что проблема выбора сейчас еще помолодела. Появились так называемые предпрофильные классы. Теперь выбор нужно сделать уже после восьмого, седьмого и даже шестого класса. Очевидно, что ребенок сам сделать разумный выбор не способен. Решают любящие родители.

Почему такое нововведение поддерживается самими учителями? Во-первых, потому, что их никто особо не спрашивает. А спорить с начальством – это тема не для российской школы. Во-вторых, это просто выгодно. Если, например, набрать полный математический десятый класс, то уроков математики в нем будет в неделю не 8, а 10, что за учебный год даст для учителя прибавку в часах на 25% (примерно 100 часов в год). А если не набрать, то учить математике придется в классах другого профиля, где уроков математики будет в неделю не 8, а 6. Нагрузка учителя при этом снизится на 25%.

Итак, в битве за учеников побеждают сильнейшие учителя. Те, кто лучше донес свои призывы до родителей, которые, собственно, и решают вопрос за детей. Те, кто ближе к руководству школой (завучи, например). Те, кто громче и успешнее. А в результате ребенок определяется с главным направлением своего развития в возрасте, когда разумно сам определиться не может. Но направление движения ребенка уже задано. Из предпрофильного инженерного класса он скорее всего перейдет в профильный инженерный класс, а затем поступит в технический вуз. По-другому вряд ли получится. Сложно поменять маршрут вагонетке, запущенной по единственным рельсам.

А дальше вот какая беда. Человек попал не на свое место. Представьте себе бухгалтера, мечтавшего о литературном поприще. Да он, витая в облаках, дебет с кредитом не сведет. Или врача, имеющего склонность к математическому анализу. Он вместо лечения будет статистику собирать. Или учителя, который хотел стать ветеринаром. Один мой студент с дипломом по экономике всю жизнь работает на телевидении. И счастлив. Но всем ли удастся так изменить свою судьбу? Сомневаюсь я.

Подведем итог. Под инновацией я понимаю не только нечто новое, но и полезное. Пихать детей в профессию уже в 12–13 лет я не считал бы полезным. Почему бы не оставить единую школьную программу и дать ребенку право выбора профессии в 17 лет? А для тех, кто уже определился, всегда найдется место для дополнительного обучения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
3043
Стать звездой нажатием одной кнопки

Стать звездой нажатием одной кнопки

Жан Даниэль

Разговор с бумагой, или Мечты о профессионализме

0
8759
Что нужно менять в российской юриспруденции

Что нужно менять в российской юриспруденции

Эдуард Галицкий

Начало открытой дискуссии позволит выявить проблемы профессии и найти способы их решения

0
4445
Молодые – хитрые, но талантливые

Молодые – хитрые, но талантливые

Елизавета Бабич

Ольга Камарго

Вера Лашкова

Андрей Щербак-Жуков

Литературные семинары в Орле и Твери

0
4658

Другие новости