Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Приезд в Россию высокопоставленных чиновников из далекой Боливарианской Республики стал обычным явлением. Эта тенденция родилась после прихода в Венесуэле к власти легитимным путем харизматического политика, бывшего военного Уго Чавеса в феврале 1999 года.
Приезжавший в Россию чаще других руководителей латиноамериканских государств Чавес заложил фундамент сближения двух стран, со временем превратившихся в стратегических партнеров. После его кончины, вызванной продолжительной и тяжелой болезнью, эстафету встреч в Москве приняли верные соратники. Достаточно упомянуть официальные и прочие визиты действующего главы государства Николаса Мадуро и его ближайшего окружения, в том числе председателя Национальной конституционной ассамблеи (НКА, параллельного парламента) Дьосдадо Кабельо, министра обороны Падрино Лопеса и многих других
В этот же контекст органически вписывается нынешний визит формально второго человека в системе власти, вице-президента Венесуэлы Делси Родригес. Она принадлежит к молодому поколению приверженцев строителей «социализма XXI века». У нее большой опыт государственного управления. Ранее Родригес являлась министром иностранных дел, затем заняла кресло главы НКА, недавно получила кресло исполнительного вице-президента, который не избирается, как в других странах, а назначается и смещается главой государства.
У Родригес значительный опыт общения с российскими руководителями. Она неоднократно навещала Москву, где ее неизменно встречали с теплотой. В этот раз гостью сопровождает представительная команда. В нее ходят министр экономики и финансов Симон Серпа, заместитель министра иностранных дел Иван Хименес, курирующий отношения с Европой, и вице-президент Центрального банка Солана Ферми. В повестке значится укрепление всесторонних политических и экономических связей с Россией.
В ходе переговоров наверняка возникнет вопрос о долге, который, по данным Минфина РФ, в настоящее время составляет 3,15 млрд долл. Россия регулярно продлевала сроки погашения кредитов. Предполагается, что на сей раз будет сделано аналогичным образом, принимая во внимание катастрофическое социально-экономическое положение страны.
Но сверхзадача визита, на который делегацию отрядил Мадуро, – в очередной раз заручиться поддержкой России, лишний убедиться в том, что наша страна не оставит Венесуэлу лицом к лицу с США. Тем более сейчас, когда президент Дональд Трамп намерен ужесточить санкции в отношении режима Мадуро.
Напомним, что нынешний этап напряженности начался 23 января, когда на политической арене Венесуэлы появился только что избранный в порядке ротации председатель Национальной ассамблеи (оппозиционного парламента) Хуан Гуайдо. На многотысячном митинге он заявил о готовности взять на себя функции временного президента вплоть до проведения транспарентных выборов под наблюдением авторитетных международных наблюдателей.
Самопровозглашенную власть ныне признают законной свыше 50 стран Европы и Западного полушария, включая США, Бразилию, Аргентину, Чили и ряд других. Кстати, эти государства не признавали легитимными президентские выборы в Венесуэле 20 мая 2018 года, поскольку от участия в них отстранили оппозиционный «Круглый стол демократического единства». Мадуро, не имевший серьезных конкурентов, был вновь провозглашен подконтрольным Национальным избирательным советом главой государства.
Возвращаясь в сегодняшний день, подчеркнем, что Гуайдо стремительно набирал популярность в стране и за рубежом. Это не могло не напугать президента, опасавшегося силового решения вопроса. Хотя армия и продолжает поддерживать Мадуро, он согласился на переговоры с системной оппозицией. Впрочем, он и в прошлом неоднократно шел на диалог, включая при посредничестве представителей папы Римского Франциска. Но все попытки оказывались тщетными.
В мае нынешнего года за дело взялась Норвегия, имеющая бесценный опыт содействия переговорному процессу. Диалог власти с оппозицией стартовал в Осло, после нескольких раундов его перенесли на Барбадос. Но 8 августа правительственная делегация заявила о приостановке диалога, сославшись на решение американских властей ужесточить экономические и политические санкции против режима.
Россия категорически заявляет о невозможности силового решения венесуэльского кризиса. С этой целью недавно ездил в Боливарианскую Республику заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. Об этом же говорил глава ведомства Сергей Лавров на подготовительной встрече к предстоящему саммиту БРИКС в Бразилии. Заметим, что наряду с этим наша страна направляет военных специалистов в дружественную страну для обслуживания ранее приобретенной техники, что также вызывает негативную реакцию Вашингтона.
Между тем появилась информация, что команда Мадуро готова вернуться за стол переговоров, в случае если США снимут жесткую блокаду, коснувшуюся первых лиц. При этом на днях было заявлено, что власть готова согласиться на проведение в обозримой перспективе досрочных президентских выборов при условии сохранения на посту нынешнего главы государства. Не исключено, что данный вопрос будет обсуждаться в ходе визита Родригес в Москву.
Гуайдо, в свою очередь, считает категорически неприемлемым подобный вариант, поскольку в таком случае процедура народного волеизъявления останется в тех же руках.
Резюмируя, выскажу сугубо личное мнение. Ситуация в Венесуэле зашла в тупик. И разрешить ее возможно лишь посредством длительных, терпеливых и, главное, взаимоуважительных переговоров между противоборствующими сторонами.
комментарии(0)