Фото Kyle Lam/Bloomberg via Getty Images
Ситуация в Гонконге – яркий пример того, как незначительный региональный протест вышел из-под контроля и стал жить по внутренним законам, связанным с процессами, происходящими в мире.
Пекин уже откровенно сообщает о том, что в Шэньчжэне прошли масштабные учения спецподразделений китайской полиции и армии по усмирению массовых волнений. Пресс-секретарь Канцелярии по делам Гонконга и Макао Госсовета КНР Ян Гуан не менее откровенно предупредил, что Пекин готов пойти на жесткие меры.
Очевидно, что как раз Пекин всячески стремится избежать действительно жестких мер: побоище на улицах Гонконга, да еще под телекамерами, вряд ли улучшит имидж Китая. Скорее всего КНР готовит акцию устрашения в надежде, что демонстранты разойдутся и жертв не будет. Однако само появление бронетехники и подразделений армии на улицах Гонконга может говорить о неспособности Пекина решить проблемы, как он всегда и предлагал другим странам, «политическим и дипломатическим путем».
Любой исход здесь плох: на одной чаше весов – проявление слабости нынешнего китайского руководства, дальнейшая критика за неспособность контролировать свои территории и заранее отслеживать социальные протесты. На другой – силовой вариант, страшные кадры разгона манифестантов на всех новостных лентах мира. И Гонконг, и Пекин проигрывают в любом случае.
Пекин после событий 2014–2015 годов – мягкой и мирной «революции зонтиков» в Гонконге, которая, по сути, представляла собой сидячий протест против непрямых выборов, – предпринял множество мер, нацеленных на экономическую интеграцию Гонконга, в том числе запустил проект «Зоны большого залива», объединения в одну крупную экономическую зону Гонконга, Макао и провинции Гуандун. Многие в Гонконге усмотрели в этом постепенное лишение Гонконга финансовой самостоятельности. Протестовал не только крупный, но и малый бизнес – социальная основа Гонконга.
Было очевидно, что недовольство политикой Пекина зреет, но нужен был какой-то повод. И он возник – неудачный и явно несвоевременный «законопроект о выдаче», который явно был стимулирован Пекином.
Казалось бы, существует вполне рациональный и относительно спокойный выход из ситуации: провести выборы или просто сменить главу административного совета Гонконга, еще раз заверить, что финансовая и административная самостоятельность Гонконга не будет нарушена или по крайней мере будет находиться в тех же границах, что были определены в период его перехода под юрисдикцию КНР.
Сложнее с «удовлетворением требований» протестующих. Глава администрации Керри Лам заявила, что законопроект о выдаче с территории Гонконга преступников в те страны, с которыми у него нет прямого соглашения (читай – в материковый Китай), отозван, то есть этот пункт требований формально удовлетворен. Но дело как раз не в этом: уже пару недель назад протесты в Гонконге потеряли свою рациональность. Лозунги звучат так: «Гонконг – это не КНР». То есть громко заявлена негативная, протестная часть требований. А что с позитивной частью требований, с какой-то политической программой, предложениями реформ, то есть как раз с тем, что и является основой требований, которые надо удовлетворить? Ее как раз и нет. Равно как и нет единого координирующего центра, с которым можно было бы договариваться.
Для КНР ситуация крайне болезненна как минимум по четырем причинам. Во-первых, есть критическая финальная точка, когда все подобные протесты должны быть прекращены, это 1 октября, 70-летие образования КНР, празднование которого должно продемонстрировать всему миру успехи Китая как в целом, так и в отдельных внутренних и глобальных проектах типа «Пояса и пути». Подойти к этой дате с кипящим Гонконгом – это не просто испортить праздник, но еще и зафиксировать навечно во всех учебниках истории Китая провал многолетней политики.
Во-вторых, существует опасность «заразиться» вирусом сепаратизма некоторым протестным группам в Тибете и Синьцзяне. Последнее время КНР с разной степенью успешности решала вопросы местного сепаратизма и экстремизма, причем не только вычисляя и изолируя эти группы, но и вливая в эти экономически неуспешные регионы огромные дотации, создавая специальные зоны развития и т.д., то есть всячески решая политические проблемы через экономику.
В-третьих, обсуждаемый многими крах идеи «одна страна – две системы». Оказалось, что ментальные (не экономические) противоречия столь глубоки, а различия в представлениях о гражданских свободах столь сильны, что сомкнуться «две системы» безболезненно не могут. Сказываются и разные представления о свободе «допустимого», и разный доступ к информации, с учетом того, что Интернет в Гонконге свободен и какие-то ограничения на доступ к новостным сайтам и социальным сетям не предусматриваются. КНР же сумела создать относительно стабильную систему за счет управления информацией, ее дозирования и грамотного препарирования. Стабильность для Азии всегда важнее демократических свобод. Думаю, что в реальности политика «одна страна – две системы» потерпела крах, просто реальная конструкция оказалась сложнее, чем рассчитывалось раньше в надежде, что со временем эти «системы» сомкнутся.
В-четвертых, это удар лично по Си Цзиньпину и его новой политике стимулирования развития страны. Китай и его лидер оказались перед лицом нескольких новых вызовов: беспрецедентная атака со стороны США, протесты в Гонконге, замедление темпов роста экономики. Ничто из этого ни по отдельности, ни вместе не обрушит Китай, но все же это ведет к накоплению негативного потенциала в обществе. Си – лидер жесткий, но далеко не авторитарный и, судя по всему, не хочет таким быть. Критика в его адрес за нерешенные проблемы может зазвучать значительно сильнее и, как следствие, приведет к волнениям элит. Да и не сможет председатель Си спокойно стоять 1 октября на трибуне на площади Тяньаньмэнь, произнося слова про мощь и незыблемость китайского строя, если улицы Гонконга будут бурлить демонстрантами. Значит, развязка, негативная для всех, уже приближается.
комментарии(0)