Фото Pixabay.com
6 августа вступят в силу многострадальные поправки в уголовное законодательство, призванные защитить медработников от участившихся побоев, угроз и иного воздействия со стороны неадекватных пациентов и их близких, зачастую находящихся «подшофе». Оно и понятно: нападения на медработников (в основном скорой помощи) давно перестали быть редкостью. По подсчетам Минздрава РФ, только за 2010–2016 годы таких инцидентов набралось более 1,2 тыс. Причем в 2016 году их было столько же, сколько за два предыдущих года! Не изменилась ситуация и впоследствии. В прошлом году сотрудники, например, челябинской скорой помощи подверглись нападению 48 раз, причем в 19 случаях причинили реальный вред их здоровью. А в Чувашии с начала этого года уже зафиксировано 18 таких нападений (за весь 2018 год – 10).
Встречаются и совсем уж вопиющие случаи. Так, в январе Верховный суд Башкирии утвердил приговор (три года строгого режима) 34-летнему уфимцу, избившему на рабочем месте травматолога больницы № 21 за отказ оформить ему больничный лист задним числом. А в середине июля Центральный райсуд города Прокопьевска приговорил к двум годам колонии-поселения за причинение средней тяжести вреда здоровью 38-летнего гражданина, порезавшего заведующую терапевтическим отделением горбольницы № 3 за невыдачу ему справки на санаторно-курортное лечение!
Для предотвращения подобных случаев и был принят федеральный закон от 26.07.19 № 206, дополнивший Уголовный кодекс новой статьей 124.1 (Воспрепятствование оказанию медпомощи). Правда, есть одна закавыка: дебоширу не поздоровится только в случае неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью пациента или его смерти. В противном случае ему грозит наказание лишь за причинение легкого вреда здоровью (п. В ч. 2 ст. 115 УК) или угрозу убийством или тяжким вредом здоровью (ч. 2 ст. 119 УК). Непонятно в связи то, почему медработников в качестве спецпотерпевших внесли только в вышеуказанные статьи, позабыв о фактах причинения им тяжкого и средней тяжести вреда здоровью. Санкции за подобные злодеяния куда как строже. Неясно и как быть с нецензурной бранью, постоянно звучащей в адрес медиков. Хотя за оскорбление сотрудника правоохранительных органов при исполнении им должностных обязанностей в УК предусмотрен 40-тысячный штраф, обязательные и исправительные работы.
Впрочем, виды наказаний, предусмотренные санкциями обеих частей ст. 124.1 УК, вряд ли станут сдерживающим фактором. В случае тяжкого вреда здоровью пациента – это штраф до 80 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы сроком до двух лет. А в случае его смерти – принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.
Как справедливо заметили эксперты Национальной медицинской палаты (НМП) еще на стадии слушаний законопроекта в Госдуме, указанная норма искусственно разделяет врача и пациента, в результате чего приобретает дискриминационный характер: права пациента оказываются выше прав врача на безопасность! Однако больше всего они озабочены неприменимостью этой статьи на практике, ибо доказать взаимосвязь между действиями лица, препятствующего оказанию медпомощи, и наступившими для пациента последствиями чрезвычайно сложно. «Невозможно доказать, что пациент умер от того, что врачу сломали руку, а не от того, что у него до вызова бригады скорой помощи случился инфаркт», – заявили в НМП.
Пока же медики пытаются обезопасить себя от пьяных и разъяренных пациентов, а также их родни самостоятельно, возя с собой перцовые баллончики, электрошокеры и даже «травматы». Хорошим подспорьем им стали компьютерные планшеты с «тревожными кнопками» (в случае опасности сигнал с местонахождением машины автоматически передается на диспетчерский пульт полиции). А чувашский Минздрав пошел еще дальше, оснастив врачей скорой помощи ударопрочными и водонепроницаемыми нагрудными видеорегистраторами. И, как говорят, положительный эффект от их применения уже есть.
комментарии(0)