Фото Carsten Koall/Getty Images
На общественном посвящении 400 солдат бундесвера в прошедшую субботу федеральный канцлер Ангела Меркель объявила о повышении военных расходов. Она мотивировала это тем, что бундесвер для выполнения своих задач нуждается в большей поддержке, обновлении вооружений и улучшении процесса образования. Меркель сказала, отмечает швейцарская газета Neue Zuericher Zeitung, что Германия остается должна своим партнерам в ООН, НАТО и ЕС.
Внезапно назначенная новый министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр была более конкретна. В интервью газете Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung она напомнила о натовской цели – увеличении военных расходов до 2% ВВП. Правда, понятно, что подобную цель Германия не сможет достигнуть одним махом. В этом министр обороны отдает себе отчет. Пока, как известно, правительство Германии решило до 2024 года увеличить расходы на оборону до 1,5% ВВП. Однако, по мнению Крамп-Карренбауэр, данная цель потребует изменения среднесрочного планирования бюджета, уже согласованного с партнерами по правительственной коалиции.
Крамп-Карренбауэр заявила, что будет содействовать достижению этой цели и как министр обороны, и как лидер Христианско-демократического союза (ХДС), оказывая давление на социал-демократов, входящих в правительство.
Конечно, читателя интересует, что на самом деле стоит за столь воинственными заявлениями нового министра обороны ФРГ. Самое главное состоит в том, что после окончания холодной войны Германия пошла на значительное сокращение бундесвера, и сегодня в глазах западных политиков оно уже выглядит нелогичным. Но и предыдущий министр Урсула фон дер Ляйен, ставшая благодаря стечению обстоятельств председателем Комиссии ЕС, запустила дела бундесвера. Не являясь профессионалом в военных делах (она врач-гинеколог по образованию), она попыталась облегчить свою задачу и сделала заместителем бывшую сотрудницу консалтинговой фирмы McKinsey Катрин Зудер. А та, как считает мюнхенская газета Merkur, стала раздавать за счет бюджета министерства миллионные заказы консультантам этой фирмы. Всего, подсчитала газета, они получили более 1 млрд евро за советы, как руководить бундесвером.
В результате, как отмечает немецкий журнал Focus со ссылкой на военного эксперта Торбена Шютце из Немецкого общества внешней политики, по состоянию на начало 2019 года из 244 танков Leopard-2 могли быть использованы только 99. То же самое касается бронетранспортеров, а также боевых и транспортных вертолетов. А используемые бундесвером автоматические винтовки G36, как показало их применение в Афганистане, слишком часто дают промахи. В Военно-морском флоте все шесть имеющихся подводных лодок находятся в аварийном состоянии и не могут быть задействованы. В немецких ВВС из 123 перехватчиков Еurofighter могут применяться только 40, а из 93 довольно устаревших штурмовиков Тоrnado лишь 30 готовы к использованию.
К тому же техническое состояние обслуживаемого бундесвером парка правительственных самолетов оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствует аварийная посадка эйрбаса, носящего имя Конрада Аденауэра, на котором Меркель летела в ноябре прошлого года в Буэнос-Айрес на саммит G20. При этом с такими проблемами этот правительственный лайнер сталкивается постоянно. То у него обнаруживается дефект в моторе, то в Индонезии крысы перегрызают кабель, и министр финансов Шольц вынужден лететь рейсовым самолетом, то при полете в Литву в 2016 году у тогдашнего министра иностранных дел Штайнмайера обнаруживают трещину в лобовом стекле. Как отметил в этой связи немецкий журналист Андреас Шпэт, специализирующийся на авиации, в беседе с журналистами Первой программы немецкого телевидения ARD, «здесь что-то не так».
Мой берлинский знакомый, отставной капитан армейской разведки бундесвера Хайко Л., утверждает, что при фон дер Ляйен инвестиции направлялись в социальную структуру бундесвера, а не в военную. Другими словами, строили детские сады для военнослужащих, вместо того чтобы ремонтировать танки.
Поэтому становится понятным, почему Крамп-Карренбауэр до последнего момента категорически отказывалась от проблемного поста министра обороны и утверждала, что ей необходимо сконцентрироваться на партийных делах.
Причиной того, что ее бросили на столь сложный участок работы, как Минобороны, явился провал ХДС на выборах в Европарламент в конце мая. И если до выборов в ХДС/ХСС преобладало мнение, что лидер партии вполне может даже досрочно сменить действующего канцлера, то после голосования это мнение изменилось. На повестке дня появились имена других претендентов, в частности Фридриха Мерца, вице-президента экономического крыла ХДС.
Опубликованный информагентствами RTL и n-tv «барометр тенденций» показывает, что популярность Крамп-Карренбауэр среди немецких избирателей падает. Так, по данным опроса, если бы в Германии канцлера выбирали напрямую, то нынешний министр обороны и лидер ХСС существенно уступила бы и социал-демократу, вице-канцлеру Олафу Шольце, который претендует на то, чтобы стать кандидатом в канцлеры от СДПГ на очередных выборах, и лидеру зеленых Роберту Хабеку.
Поэтому новая должность лидера ХДС становится для нее своего рода тестом. Neue Zuericher Zeitung утверждает, что бундесвер недофинансирован и его материальная часть находится в неудовлетворительном состоянии. Поэтому, пишет газета, если Крамп-Карренбауэр справится с двойной нагрузкой и сможет улучшить состояние бундесвера, то она сохранит свои шансы на канцлерское кресло. Если нет, то об этой мечте ей придется забыть навсегда.
комментарии(0)