Супруга Даниэля Ортеги – Росарио Мурильо – все еще надеется на то, что торжества пройдут успешно. Фото Reuters
В Никарагуа 19 июля отмечается событие исторической значимости, исполняется 40-я годовщина устранения силой отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) режима Анастасио Сомосы Дебайло. И прихода к власти революционеров во главе с партизанским командиром, испытанным в боях Даниэлем Ортегой.
На празднование ожидается приезд делегаций из разных стран. Вице-президент Росарио Мурильо благостно заявила о намерении достойно встретить эту историческую дату торжественным шествием, танцами и песнями. Но красавица жена главы государства понимает, что делает хорошую мину при плохой игре. Ведь, по скромным подсчетам весьма авторитетной Межамериканской комиссии по правам человека, за минувшие полтора года были убиты 326 граждан. По данным национальных правозащитников, эта цифра составляет 594 человека.
Напомним, что в апреле 2018 года в этой центральноамериканской стране власти задумали осуществить реформу пенсионной системы с целью покрытия огромного дефицита соответствующего фонда, испытывавшего огромный дефицит. Мыслилось повысить вклад работников с 6,25 до 7%, а предпринимателей сначала с 19 до 21, а затем до 22,5%. Пенсионерам же ужаться на 5%.
Эта мера, обнародованная в преддверии Пасхальной недели, вызвала невиданную доселе мощную волну протестов. Граждане синхронно выступили во всех городах и поселках. Против них бросили отряды вооруженной до зубов полиции. По официальным данным, тогда были убиты 34 мирных манифестанта, ранено свыше 80. В сложившихся условиях президент отменил проведение болезненной реформы. Затем правительство, реагируя на призыв католического кардинала Леопольдо Бренеса, заявило о готовности приступить к поискам приемлемого выхода из ситуации.
В авангарде процесса шли университетские студенты, хотя этот вопрос их непосредственно не затрагивал. В ходе манифестаций люди попутно выражали негодование и другимх шагов верхов. Позднее протесты обрели политический характер. Стали раздаваться призывы к отставке руководства страны. Приходил конец идиллическим отношениям власти с бизнесом. Об этом свидетельствовало активное участие в акциях Высшего совета частных предпринимателей. «Мы не сядем за стол переговоров, пока убивают нашу молодежь», – категорически заявлял Мишель Хейли, президент Союза сельскохозяйственных производителей.
Краткая передышка наступила после того, как власти выпустили из тюрьмы всех политических заключенных и обещали прекратить репрессии. Посредником в переговорах согласился стать представитель церкви кардинал Леопольдо Бренес. В изменившейся ситуации руководство предпринимательских организаций склонилось к диалогу.
Между тем появились трещины в рядах правящей партии. Брожение началось во втором по значению городе – Леоне. Активистка Элиза Родригес, участвовавшая в оказании помощи раненым, сделала знаменательное заявление. Она сказала: «Мы сандинисты, но не приверженцы Ортеги. Люди устали от репрессий и авторитаризма». Это явное свидетельство несогласия рядовых членов с курсом верхов. Вслед за этим возникли разночтения в молодежном движении. Руководство официального Национального союза студентов заявило, что протесты финансируются оппозиционным Сандинистским движением обновления. Оно, естественно, отвергло это обвинение.
28 апреля в Манагуа состоялся многотысячный марш «За мир и справедливость», созванный по инициативе Епископальной конференции. Собравшиеся призывали власти к диалогу, подчеркивая, что это необходимо для кардинальных перемен, а не в качестве передышки для властей. Лейтмотивом мероприятия стало требование безотлагательной смены исполнительной структуры, которая правит дольше, чем клан Сомосы. В сложившихся условиях председатель парламента Густаво Поррас объявил о создании комиссии правды с участием квалифицированных юристов, интеллектуалов, представителей церкви и студенчества.
Диалог стартовал 16 мая. Власть представляли глава государства, вице-президент и ряд чиновников. Но, не начавшись, процесс забуксовал из-за отсутствия консенсуса. Стороны договорились продолжить его, создав смешанную комиссию для выработки повестки переговоров. Встречи шли с огромными перерывами, срывались по вине властей, не готовых к компромиссам. Но репрессии тем не менее ужесточились. В настоящее время за решеткой находится почти 700 человек.
Свою точку зрения высказал Эрнесто Карденаль. Это всемирно известный поэт, священник, активно участвовавший в Сандинистском движении на начальном этапе, а позднее порвавший с руководством. Авторитетный деятель, автор философских работ, долго хранивший молчание, разделяя протесты, категорически заявил: «Нам нужна обновленная республика».
Ортега неизменно отвергал идею досрочных выборов, за которые ратовали оппозиция и авторитетные международные организации, ссылаясь на незыблемость Конституции. На самом деле он опасался не переизбраться в условиях честной конкурентной борьбы.
Исключительную активность продолжают проявлять студенты. Они требуют проведения в кратчайшие сроки досрочных свободных, прозрачных президентских выборов под контролем авторитетных, беспристрастных международных наблюдателей. Настаивают на перестройке Высшего избирательного совета. «Мы будем твердо стоять на своем. Если Ортега не уйдет в отставку, мы его вынудим это сделать», – скандировали юноши и девушки.
В конце февраля 2019 года, выпустив на свободу 100 заключенных, правительство заявило о согласии возвратиться за стол переговоров. Однако оппозиция требовала освобождения из тюрьмы всех 677 узников, особенно лидеров, для возобновления процесса.
Подчеркнем несомненное. Непрекращающиеся протесты показали, что кресла под властью зашатались. Глава государства находится у руля правления три срока подряд по пять лет, не считая переходного этапа после падения диктатуры и первого демократического мандата. И продолжает цепляться за власть двумя руками. В ноябре 2016 года на всякий случай подключил к ней супругу. Люди устали от этой «сладкой парочки» и ратуют за кардинальные перемены. n
Эмиль Суренович Дабагян – ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук.
комментарии(0)