Фото Geert Vanden Wijngaert/Bloomberg via Getty Images
После подведения итогов выборов в Европарламент главы государств и правительств стран Евросоюза еще месяц обсуждали, кого предложить на пост председателя Европейской комиссии. Рассматривались самые разные кандидатуры, в том числе ведущих европейских политиков, возглавивших избирательную кампанию своих политических партий. Урсула фон дер Ляйен к их числу не принадлежала. Ее фамилия всплыла буквально в последний момент. Тем не менее лидеры государств-членов остановили свой выбор на ней. Для Европарламента, элиты ЕС, общественности, экспертного сообщества такое кадровое решение оказалось неожиданным.
Естественно, что все тут же задались вопросом почему. Ведь к послужному списку, деловым и человеческим качествам министра обороны Германии у них имелось немало претензий. Проблемами европейской политики ей заниматься не приходилось. Во главе своего ведомства она ничем не отличилась. Ни успешной реформой бундесвера, ни особенным укреплением его боеспособности. Зато оказалась замешанной в ряде скандалов. Какие-то из них были связаны с упреками в плохом управлении ведомством, какие-то – со скрытым культом фашистских и неонацистских идей в отдельных подразделениях немецкой армии. Так что говорить о том, что фрау Ляйен – идеальный кандидат в председатели ЕК, не приходилось.
На самом деле ответ на вопрос почему выглядит более чем убедительным. С одной стороны, выбор пал на Урсулу фон дер Ляйен потому, что все остальные претенденты, включая самых сильных и именитых, были отведены по тем или иным основаниям. Так, по логике вещей, председателем ЕК автоматически должны были утвердить руководителя фракции Европейской народной партии, победившей на выборах в ЕП, Манфреда Вернера, которого ЕНП выдвинула на этот пост. Однако главы государств и правительств почти сразу отвели его кандидатуру.
В качестве другого преемника действующего председателя ЕК Жан-Клода Юнкера рассматривался его ближайший соратник Франс Тиммерманс. В его послужном списке был пост министра иностранных делах Нидерландов. У него была необходимая политическая аффилиация. Но его подвела приверженность нетленным европейским ценностям и незыблемости господства права. Против него выступили лидеры Польши и Венгрии, за санкционное давление на которых он ратовал.
В этом плане кандидатура министра обороны Германии оказалась намного более удачной. Урсула фон дер Ляйен оказалась проходным, нейтральным, консенсусным кандидатом. Она олицетворяет гендерное равенство в кадровой политике ЕС – лидеры государств-членов заранее договорились, что два из пяти высших постов в иерархии ЕС будут отданы женщинам. Она является политическим назначенцем ХДС – стержня победившей на выборах ЕНП.
Помимо этого, в пользу фрау Ляйен говорит целый ряд факторов. По своему происхождению и жизненным установкам она принадлежит к политической элите не только своей страны, но и всего ЕС. Ее отец работал на руководящих должностях в Брюсселе с момента создания ЕК. Она училась в международной школе. Впитала ощущение сопричастности к делам всего региона. В совершенстве владеет английским и французским языками.
До того как стать первой в истории Германии женщиной, возглавившей военное ведомство, она работала в социалке. Всюду проявила себя гибким, ловким, искусным политиком. Сначала она получила заведомо провальный пост, однако сумела предложить ряд новшеств, которые были хорошо восприняты обществом, и выжила.
По своему идейному профилю она вполне подходит ЕС. Будучи министром обороны, выступала за собственную военную идентичность ЕС. Не боялась в полемике с Дональдом Трампом заступаться за евро-атлантическую связку. Занимала твердую позицию в отношении России. Требовала уделять повышенное внимание продвижению интересов ЕС в диалоге с Китаем. В общем, даже не следя за европейскими делами, она постоянно находилась в мейнстриме и действовала в соответствии с принятыми в ЕС установками.
Поэтому ей удалось не полностью провалить собеседования в партийных фракциях ЕП, где ей устроили самый настоящий «допрос с пристрастием». Немецкий политик очень неплохо справилась c проблематикой, в которую ранее не вникала, да и вообще получила предложение возглавить ЕК буквально только что. К тому же и конкретных идей, и предложений в ее выступлениях было немало, чего политики обычно предпочитают избегать.
В плане построения отношений с Европарламентом пообещала воспринимать его законодательные инициативы, набравшие абсолютное большинство голосов, как руководство к действию, хотя это и нарушает разделение властей в ЕС, а также закрепить проигнорированный в этот раз автоматизм утверждения главного партийного кандидата.
Высказываясь по климатическому досье, предложила ускорить достижение целей декарбонизации с сокращением выбросов к 2030 году на 50% и поддержала инициативу Эмманюэля Макрона о создании банка климатических инвестиций.
По социальному досье солидаризировалась с идеями социалистов об установлении минимальной заработной платы повсюду в ЕС.
По внешнеполитическому и оборонному – заявила о намерении сделать все возможное для укрепления позиций и повышения роли ЕС в мировой политике, тиражирования опыта военного сотрудничества между Германией и Нидерландами, гораздо более быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации. В целом обещала добиваться углубления интеграции в области безопасности и обороны и создания Европейского оборонного союза.
По брекзиту – сообщила, что в интересах ЕС сохранить Соединенное Королевство в своих рядах. Поэтому она будет готова еще отодвинуть дату выхода Великобритании из объединения. Но согласованный договор на этот счет пересматриваться не будет.
По перспективам отношений с нашей страной – допустила возможность и даже необходимость диалога, поскольку мы «соседи и всегда ими будем», однако оговорилась, что диалог должен вестись с позиций силы, ведь «Кремль не прощает слабости».
В общем, для начинающей очень даже неплохо.
комментарии(0)