Фото с официального сайта ШРС / sectsco.org
Как известно, Афганистан наряду с еще тремя государствами - Беларусь, Иран и Монголия, имеет статус наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Формально принято считать, что Афганистан этот статус получил в 2012 году. Основополагающим документом, положившим начало взаимодействию Афганистана и ШОС, является протокол Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан (ИРА) о создании Контактной группы ШОС – Афганистан от 4 ноября 2005 года.
Впоследствии деятельность Контактной группы ШОС - Афганистан была приостановлена в 2009 году и затем возобновлена через восемь лет, в 2017 году. После перерыва первое заседание группы состоялось 11 октября 2017 года, а второе - 28 мая 2018 года в Пекине. По существующей практике заседания Контактной группы проходят на уровне заместителей министров иностранных дел.
В 2015 году президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани на уфимской встрече глав государств Шанхайской организации подал официальную заявку на получение полноценного статуса в этой организации. Вместе с тем, практически сразу было заметно, что некоторые члены ШОС полноценное вхождение Афганистана в это сообщество ставят под сомнение, прежде всего, из-за присутствия на территории ИРА иностранных войск. Эти государства убеждены что «присутствие иностранных войск (прежде всего, американских) в стране, делает невозможным способность афганского правительства выполнять естественные (то есть уставные) требования организации».
Между тем представляется, что по большинству критериев Афганистан уже давно вполне подходит на роль действительного члена Шанхайской организации. Со всеми государствами-участниками ШОС Кабул имеет дипломатические отношения, эти взаимоотношения вполне реальные и регулярно поддерживаются. Более того, Афганистан в силу географических причин окружен странами, являющимися членами ШОС (за исключением Туркмении, одного из северных соседей Афганистана, который позиционирует себя, как нейтральная страна).
Одним из основополагающих уставных требований для вступления в ШОС является способность страны-претендента реализовать те обязательства, которые вытекают из членства в организации, к примеру, не допускать враждебных действий в отношении государств-членов ШОС. Афганистан, несмотря на то, что вот уже несколько лет находится на передовой линии борьбы с региональным и международным терроризмом, ни разу не допускал каких-либо враждебных действий в отношении других стран, в том числе направленных против стран-членов ШОС. И это притом, что некоторые государства, являющиеся членами ШОС, вот уже несколько десятилетий практически пребывают в состоянии войны друг с другом, и время от времени этот конфликт переходит в горячую фазу. Февральские бомбардировки Индией баз по подготовке террористов на территории Пакистана отчетливо показали, что членство в ШОС, а также другие административно-уставные механизмы, принятые в этой организации, оказывают не очень действенное влияние на поведение этих двух государств. Война между Исламабадом и Нью-Дели в любой момент может вспыхнуть с новой, еще большей силой.
Что касается самого вопроса пребывания иностранного контингента на территории Афганистана, то он, как общеизвестно, оказался в этой стране по решению Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (резолюции №1368 от 12 сентября 2001 года и №2189 от 12 декабря 2014 года). Главными целями пребывания иностранного контингента в Афганистане определены борьба с международным терроризмом, устранение наркоугрозы, установление и поддержание мира и стабильности в стране и недопущение расползания нестабильности по региону. В свете упомянутых резолюций Совета Безопасности ООН, а также подписанных впоследствии в 2014 году с афганской стороной договоров, международное сообщество подтвердило свои ранее провозглашенные цели и задачи по продолжению борьбы с терроризмом, наркотрафиком и организованной преступностью, а также по установлению мира, стабильности и безопасности в Афганистане и вокруг него. Соглашениями о военном сотрудничестве и стратегическом партнерстве Кабула с НАТО и США также было закреплено обучение и оснащение афганских сил безопасности в период до 2025 года.
Между тем, в результате подписанных соглашений, Афганистан не вступает в какие-либо военные блоки и альянсы, а иностранные войска, находящиеся на территории страны, не приобретают права использовать наземное и воздушное пространство Афганистана для совершения угроз и (или) нападения на другие страны.
Вместе с тем, по мере поднятия вопроса о выводе иностранных войск из Афганистана, высокопоставленные чиновники из России, Китая и некоторых других стран региона, выражают свое беспокойство и серьезную тревогу относительно возможного поспешного ухода иностранного военного контингента из Афганистана. Эти страны указывают, что такой вывод обязан быть ответственным и не должен привести к расползанию нестабильности и террористической активности по странам региона и за его пределы.
Таким образом, при объективном анализе и подходе к вопросу нахождения иностранных войск на территории Афганистана обнаруживается, что он не только не находится в противоречии с уставными целями ШОС, а, наоборот, служит общим целям нормализации и стабилизации обстановки во всем регионе. Отсюда вытекает вывод о том, что наличие иностранных войск в данном, конкретном случае, не ставит под сомнение способность афганского правительства выполнять требования членства в ШОС.
За годы пребывания в статусе государства-наблюдателя, Афганистан практически сумел встроиться во все механизмы и институты ШОС, найти свое бесспорное место во взаимодействии с каждым из членов Шанхайской организации. К этим инструментам, например, можно отнести деятельность Контактной группы ШОС-Афганистан. Данный механизм взаимодействия был образован еще в 2005 году. В состав Контактной группы в настоящее время входят практически все страны ШОС. Главной задачей этого формата провозглашено оказание содействия для восстановления мира, стабильности, экономического и гуманитарного процветания.
Как уже было отмечено, Афганистан практически окружен странами-членами ШОС, является непосредственным, первым географическим соседом этой организации, и прямо входит в пространство ШОС. Деятельность ШОС сосредоточена на обеспечении безопасности и стабильности в Центральной и Южной Азии, а Афганистан является, фактически, сердцевиной этого материка.
История взаимодействия Афганистана с Шанхайской организацией достаточно любопытна. Она началась в 2004 году, когда было принято решение пригласить на саммит ШОС в Ташкенте в качестве гостя тогдашнего афганского президента Хамида Карзая. С тех пор руководители Афганистана вплоть до 2015 года участвовали в работе ШОС в статусе гостя председательствующей стороны.
В 2015 году по инициативе российской стороны было решено предоставить Афганистану статус наблюдателя в ШОС. Между тем, в том же 2015 году, во время летней встречи глав государств ШОС в Уфе (Башкирия), президент Гани передал Владимиру Путину (Россия тогда председательствовала в ШОС) официальную заявку о желании вступить в ряды Организации. Однако это обращение Афганистана до сих пор находится в стадии рассмотрения. Кстати, Афганистан в этом своем ожидании не одинок: Иран, являющийся страной-наблюдателем, также пребывает в числе ожидающих ответа от секретариата ШОС.
Не секрет, что ШОС изначально создавалась для обеспечения безопасности стран-участников. С одной стороны, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, а, с другой, Китай проводили переговоры по укреплению уровня доверия на границах. Впоследствии лидеры стран признали целесообразным продолжить такое взаимодействие, но уже в другом виде - в форме самостоятельной международной организации. К участию в ней также были приглашены такие государства, как Узбекистан и Туркмения (последняя, увидев во вступлении в ШОС угрозу своему нейтральному статусу, отказалась присоединиться к организации, в то время как Узбекистан предложение принял).
Начиная с далекого 2003 года, Афганистан, еще не будучи ни наблюдателем, ни приглашенным в статусе гостя, активно привлекался к участию в самых различных мероприятиях ШОС, в том числе таких, как борьба с терроризмом, наркотрафиком и организованной преступностью. В настоящее время Кабул участвует в некоторых программах Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС.
Присоединение Индии и Пакистана к ШОС, их вовлечение в эту структуру создают дополнительные возможности для организации. В этой связи, очевидно, что подключение к ШОС Афганистана естественным образом отвечало бы целям и интересам этой организации. Для полноценного участия в работе Шанхайского клуба весьма важно и целесообразно для Афганистана быть членом этой организации.
Президент Афганистана Ашраф Гани, выступая на недавней Бишкекской встрече глав государств ШОС, достаточно четко и предметно выразил отношение официального Кабула к этой организации: «Несмотря на некоторую атмосферу недоверия в международных отношениях, государствам-членам ШОС есть чем гордиться и оставаться оптимистами. ШОС удалось преодолеть большую часть тяжелого наследия прошлого и одновременно создать условия для исторического рывка всего Евроазиатского континента – континента экономики будущего».
Ашраф Гани особо поблагодарил Россию за то, что ровно 100 лет назад, как раз в эти дни, Москва признала восстановление независимости Афганистана, выразив надежду на сближение и еще большее углубление взаимоотношений с Россией. Президент ИРА особо выделил такие страны, как Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, которые «как в былые времена, вновь создали условия для интеграции Афганистана в Центрально-Азиатский регион, так как теперь являются основными торгово-экономическими партнерами Афганистана». Президент Гани подчеркнул что «с нетерпением ожидает встречи с представителями Рабочей группы ШОС-Афганистан для поиска путей решения мирного урегулирования в Афганистане, под руководством и непосредственным управлением правительства Афганистана».
В завершении своего выступления в Бишкеке на заседании глав государств ШОС президент Ашраф Гани, обращаясь прямо к президенту России Владимиру Путину, подчеркнул: «Председательство ШОС на следующий год переходит к России, и позвольте поздравить Вас с этим большим событием и пожелать Вам успехов в выполнении этой исторической миссии. Мы с нетерпением ждем и рассчитываем, что за время Вашего председательствования взаимоотношения между нашими государствами в рамках ШОС будут расширяться и укрепляться, и не только в деле установления мира и стабильности в Афганистане, но и углубляться в сфере регионального сотрудничества на благо и процветание наших стран и народов».
Нам представляется, что президент Ашраф Гани таким тонким дипломатическим языком выразил просьбу к руководству Российской Федерации во время своего председательствования запустить процедуру принятия Афганистана в действительные члены ШОС. Это было бы хорошим продолжением первой российской инициативы, когда именно Москва инициировала прием Афганистана в эту Организацию в статусе страны-наблюдателя. Очевидно, что если Россия откликнется на сигнал, посланный Кабулом, то это станет еще и весомым вкладом в развитие российско-афганских отношений, которые в нынешнем году отмечают свой столетний юбилей.
комментарии(0)