Фото pixabay.com
В прошлую пятницу, 20 июня, российские врачи испытали потрясение: на федеральном канале нормативных правовых актов появился разработанный Следственным комитетом законопроект, вводящий в УК РФ две новые статьи об уголовной ответственности за врачебные ошибки. Он был опубликован, как пояснялось, для общественного обсуждения.
Законопроект предусматривает наказание для врачей за ненадлежащее оказание медицинской помощи в зависимости от причиненного вреда до шести лет лишения свободы, штраф – до 200 тыс. руб.; за сокрытие некачественного оказания медпомощи коллегами – до трех лет и до 300 тыс. руб. штрафа. В тот же день на портале нормативных правовых актов был опубликован еще один разработанный СКР законопроект, вносящий изменения в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно ему, осужденные, подозреваемые и обвиняемые медицинские работники, в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, не работавшие более пяти лет, допускаются к медицинской деятельности после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам и аккредитации.
СК поясняет, что необходимость введения этих статей диктуется увеличивающимся количеством жалоб граждан на медицинскую помощь. Тут не поспоришь: медицинская помощь становится все менее доступной. Но врачи ли в этом виноваты? Что может сделать врач, если в больнице нет ни современного оборудования, ни необходимых лекарств? Да и сам врач не специалист по конкретному заболеванию, а специалиста сократили в процессе оптимизации, и теперь к нему надо пробиваться буквально за тысячи километров.
Что считать ненадлежащим оказанием медицинской помощи, тоже не расшифровано. Нет и определения понятия врачебной ошибки. Собственно, ничего нет, кроме того, что, если больной умер, то врача посадят в тюрьму. Человек же смертен, умирают в конце концов все, и в том числе многие в больницах. Так что получается – куда ни кинь, все клин: врачей, в первую очередь хирургов, ждет тюрьма. Особенно тех, которые пытаются спасти пациента, применяют радикальные методы (а какой-то риск есть всегда).
Хорошо дерматологам – у них больные не умирают (и не вылечиваются). Еще лучше диетологам. Остальным же впору бежать из профессии. Что они, кстати, и делают.
Появление законопроекта на федеральном портале нормативных актов вызвало шок, потому что он обсуждается второй год и вроде президенту Национальной медицинской палаты Леониду Рошалю удалось в какой-то мере договориться с председателем Следственного комитета Александром Бастрыкиным. Как заявлял Леонид Рошаль, главным результатом совместной работы с СКР станет такая статья в УК РФ, где будет написано, что за неумышленные осложнения врач не будет сидеть в тюрьме. «Мы настаиваем на рассмотрении иных форм наказания, кроме материального и тюремного», – сказал он. Что же, Следственный комитет обманул Рошаля?
Впрочем, все закончилось благополучно: к концу дня в ту же пятницу законопроект исчез с официального сайта regulation.gov.ru. Был удален Следственным комитетом. Ведомство объяснило, что произошла «техническая ошибка», вследствие которой на федеральном портале нормативных актов оказался обсуждавшийся еще в 2018 году вариант, вызвавший критику среди медицинского сообщества, а в новом варианте изменятся положения об ответственности врачей – лишения свободы за врачебные ошибки не предусматривается.
Так что это было? Как могла произойти такая «техническая ошибка»? Кто ее совершил и опубликовал старый законопроект на официальном портале? Может, все-таки ошибка не в том, что законопроект старый, а в том, что опубликовали поспешно, поторопились. Потому что в проекте, который обсуждался год назад, санкции значились иные: по статье 124.1 УК сроки лишения свободы могли составлять до семи лет, по статье 124.2 – до пяти лет. И статистические данные в пояснительной записке к опубликованному в пятницу законопроекту приводятся за полный 2018 год, чего в старом варианте быть не могло: 2018 год еще далеко не кончился.
Национальная медицинская палата разместила на своем сайте это объяснение. А что еще оставалось – не признавать же, что СК пренебрегает мнением Нацмедпалаты. Врачи наши – люди робкие. Такой вот парадокс. Каждый день вступают в борьбу со смертью, а с гражданским мужеством слабовато. Может, потому что находятся в зависимом положении.
Остается вопрос: зачем все это нужно СК? Ладно, журналисты мешают. А врачи ведь нужны. Руководство, допустим, уедет лечиться за границу. Но рядовые работники останутся. Ладно, получат новые звездочки. Что толку, если лечиться будет не у кого.
комментарии(0)