Фото Ali Mukarrem Garip/Anadolu Agency/Getty Images
В Ираке сохраняется сложная обстановка. Несмотря на усилия правительства страны в плане обеспечения безопасности, многие иракцы скептически оценивают эффективность мер, принимаемых властями. В различных регионах страны не прекращаются нападения боевиков, позиционирующих себя сторонниками «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в РФ), совершаются многочисленные разбойные нападения, похищения людей, убийства чиновников и полицейских, сохраняются межконфессиональные и межнациональные противоречия, национальные меньшинства, проживающие в северной части Ирака, боятся возвращаться в свои дома.
Так, в провинциях Киркук, Ниневия, Салах-эд-Дин, Дияла сожжены сотни гектаров полей, засеянных пшеницей и ячменем. В основном их владельцами являются курды. В большинстве случаев это дело рук джихадистов. По рассказам местных жителей, боевики входят в деревни и собирают налоги с крестьян. По словам одного из командиров курдской пешмерга, боевики за каждый работающий на поле комбайн требуют по 4 тыс. долл. У тех, кто не способен заплатить вымогателям, поля сжигают.
Атакам террористов подвергаются и нефтяные месторождения. 22 мая они напали на месторождение «Алас» к востоку от Тикрита. Силам безопасности его удалось отбить. По данным иракских военных, потери есть с обеих сторон.
Неспокойно в иракской столице, где до недавнего времени было относительно, если это можно так назвать, тихо. Первый взрыв самодельного взрывного устройства (СВУ) на северо-востоке Багдада произошел 11 мая. В минувший понедельник силы безопасности предотвратили взрыв заминированного автомобиля в Багдаде. Его пытались организовать боевики ИГ. За прошедший месяц это далеко не все инциденты в городе. 17 мая был обстрелян правительственный автомобиль. По данным иракских СМИ, ранения получил находящийся в нем чиновник Министерства жилищного хозяйства. 19 мая реактивный снаряд разорвался в «зеленой зоне» Багдада, где расположены иностранные и правительственные объекты. Причем ракета упала в районе, где находится посольство США. Снаряд был выпущен из восточной части города. Ответственность за обстрел взяла на себя ранее не известная группа под названием «Операции мученика Али Манура».
В Мосуле произошло сразу несколько террористических нападений. Каждый раз использовались СВУ, установленные на транспорте – мотоциклах или автомобилях. 15 и 16 мая в Киркуке в ходе двух отдельных инцидентов джихадисты убили семь сотрудников иракских сил безопасности. 19 мая в провинции Дияла недалеко от города Балад-Руз взорвалось придорожное самодельное взрывное устройство, в результате чего семь человек погибли и 26 получили ранения. На следующий день в провинции Ниневия к югу от Талль-Афара также было приведено в действие придорожное самодельное взрывное устройство. Погиб один мирный житель и ранены трое. 22 мая в провинции Дияла под минометный обстрел попали местные жители. По ним было выпущено 13 мин. В этот же день боевики ИГ совершили нападение на полицию в провинции Салах-эд-Дин. В результате один полицейский погиб, а еще пятеро получили ранения. 28 мая в одном из городов провинции Анбар произошел очередной теракт – был взорван заминированный автомобиль. Практически каждую неделю мая в Ираке имели место террористические атаки.
Подрывы совершаются чаще всего в местах массового скопления людей, чтобы было как можно больше жертв среди населения. СВУ устанавливаются у рынков, автобусных остановок, на дорогах, ведущих к полям крестьян. Цель джихадистов – посеять панику и вновь заявить о себе.
Ситуацию в стране провоцирует и решение США о сокращении персонала своих диппредставительств в Ираке. Эвакуировала свой персонал с месторождения «Западная Курна» нефтяная компания Exxon Mobil. Официально заявлено, что этот шаг предпринят в связи с растущими угрозами гражданам США в Ираке. Немедленно покинуть Ирак рекомендовало своим гражданам и Министерство иностранных дел Бахрейна. Не исключено, что это сделано из-за угрозы военного конфликта с Ираном.
Тем временем иракские власти ищут деньги на строительство новой тюрьмы для боевиков ИГ, которых им, как предполагается, должны будут передать Силы демократической Сирии, а это около 1 тыс. человек, и проводят контртеррористические операции сразу в нескольких регионах страны. В провинциях Салах-эд-Дин и Анбар пришлось задействовать боевую авиацию. Удары наносились по укрытиям террористов, оборудованным в труднодоступных, в том числе горных, районах. В провинции Дияла во время поисковых действий удалось арестовать трех высокопоставленных лидеров ИГ, занимавших руководящие должности в самопровозглашенном вилайяте Дияла.
Одновременно в спешном порядке суды рассматривают дела переданных Багдаду сирийскими курдами членов ИГ, задержанных в ходе операции в провинции Дэр-эз-Зор. В их числе граждане иностранных государств. В частности, из 12 переданных иракской стороне террористов – граждан Франции шестерым уже вынесены обвинительные приговоры. Все они приговорены к смертной казни через повешение. У них есть 30 дней для обжалования. Но шансов у осужденных остаться живыми не так много – французские власти заявляют, что судить террористов необходимо там, где они совершили преступления. Фактически Париж отказался от них.
В общем, несмотря на поражение ИГ, организация по-прежнему действует в Ираке. Все чаще ее атакам стали подвергаться считавшиеся ранее безопасными районы и столица страны. Видимо, таким образом они хотят ответить на широкомасштабные действия сил безопасности и армии. При этом, судя по всему, недостатка в пополнении у ИГ нет. Идеи «халифата» по-прежнему остаются привлекательными для некоторых иракцев.
Надо отдать должное нынешнему руководству Ирака. Судя по международным контактам президента Бархама Салиха и премьер-министра Адиля Абделя-Махди, в Багдаде прекрасно понимают, что победу над ИГ и его идеологией нельзя одержать одной лишь военной силой. Залог успеха – в восстановлении разрушенной экономики страны, в том числе в сотрудничестве со всеми соседями Ирака, включая Иран.
комментарии(0)