Фото GettyImages
Широко анонсированная встреча лидеров балканских государств в Берлине 29 апреля по вопросу будущего Косово, как и предполагалось, закончилась ничем. Президент Сербии Александр Вучич в присутствии канцлера ФРГ Ангелы Меркель и французского лидера Эмманюэля Макрона добился от главы самопровозглашенной республики Косово Хашима Тачи только одного – открытого призыва к США подключиться к диалогу. Вряд ли этот призыв порадовал лидеров Старой Европы, считающих себя способными самостоятельно разрешить проблемы на Балканах. В то же самое время, если лидеры Косово настаивают на включении Вашингтона, то руководство Сербии в ответ может пригласить за стол переговоров Москву.
В то же самое время раздел Косово на сербскую и албанскую части в качестве компромиссного решения проблемы нормализации отношений Белграда и Приштины приобретает все более реальные очертания. Несмотря на сохраняющиеся у сторон различия в трактовке масштабов и конкретного наполнения указанного соглашения, а также осторожную позицию руководства Европейского союза, представляется вероятным достижение соответствующей договоренности уже в течение текущего года.
Основной камень преткновения заключается в том, какие именно территории будут вовлечены в процесс разграничения и обмена и под какие гарантии. Согласно планам Хашима Тачи, соответствующее разграничение должно носить «пакетный» характер и предусматривать комплексный обмен территориями, включая в себя как населенные сербами северокосовские общины Лепосавич, Звечан и Зубин-Поток (примерно пятая часть территории Косово), так и населенные преимущественно албанцами и прилегающие к Косово южносербские общины Буяновац и Прешево. Соотношение сербов и албанцев в этих общинах характеризуется следующими данными: в Прешево – 89% албанцев и 9% сербов, в Буяноваце – 55% албанцев и 34% сербов.
Сербский президент Александар Вучич потенциально был согласен на раздел Косово с возвращением Белграду контроля над северными районами края, но при этом он настроен против «автоматического» распространения обмена на южносербские общины Прешевской долины.
Нет единства по данному вопросу и за пределами Балкан. Германия и Франция изначально заявили о неприятии территориальных разменов как таковых, поскольку это может привести к эскалации напряженности в Македонии и Боснии и Герцеговине. «Территориальная целостность государств Западных Балкан уже сформировалась и не может быть изменена», - подчеркивает федеральный канцлер Ангела Меркель.
За соглашение наиболее активно выступают США. «Наша позиция заключается в том, что если обе стороны готовы выработать компромисс между собой и достигнуть соглашения, то со своей стороны мы не станем исключать возможность изменения границ», - подчеркнул помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон.
Из европейских стран в поддержку раздела Косово как средства нормализации отношений Белграда и Приштины однозначно высказалась Австрия. «Если Сербия и Косово смогут договориться об изменении границы, Австрия точно не будет этому препятствовать», - пообещал астрийский канцлер Себастьян Курц
Комиссар ЕС по вопросам расширения и политике соседства Йоханнес Хан также призвал своих коллег по Евросоюзу не препятствовать сделке Приштины и Белграда, даже если она предполагает изменение границ.
Основанное на разделе Косово решение могло бы сыграть объективно позитивную роль по следующим направлениям:
- содействие определенной «прагматической» нормализации отношений между Сербией и Косово;
- обеспечение интересов косовских сербов в тех районах края, которые вернулись бы под реальный контроль сербских государственных институтов;
- снятие ключевого препятствия на пути Сербии в Европейский союз без формального признания независимости Косово (речь идет о снятии Белградом возражений на вступление Косово в ООН и другие международные организации);
- открытие новых возможностей для России – в том числе, в плане привлечения Косово к региональным российским проектам в энергетической, нефтеперерабатывающей, инфраструктурной и других областях.
Тем не менее, целый ряд аспектов вышеуказанного соглашения по-прежнему нуждаются в прояснении.
Прежде всего, это касается территориального охвата «пакетного» соглашения – в том числе, перечня областей и районов, которые подпадают под его действие. Очевидно, что предлагаемый Хашимом Тачи обмен территориями в Северном Косово на южносербские общины Прешевской долины не выглядит равноценным с точки зрения президента Сербии, не говоря уже о более радикально настроенных сербских партиях и политиках.
Во-вторых, санкция Брюсселя на новые изменения границ на Балканах неизбежно придаст новый импульс дискуссиям о создании «Великой Албании» - государства, включающего в себя собственно Албанию, большую часть Косово, Прешевскую долину, а также части Македонии, Черногории и, возможно, Греции, с прогнозируемым населением до 10 млн человек.
В-третьих, может обостриться ситуация в Санджаке – исторической области на стыке границ Сербии, Черногории и Боснии. Кроме того, дополнительные козыри получат сторонники самоопределения боснийской Республики Сербской и ее присоединения к Сербии, - что автоматически ставит под угрозу межэтническую стабильность в Боснии и Герцеговине, провоцируя новый всплеск национализма среди боснийских мусульман и хорватов.
С учетом всего вышеизложенного представляется, что мировое сообщество в лице ключевых игроков на Балканах (прежде всего, Россия, Европейский союз, США и Турция) должны будут применить все имеющиеся возможности для того, чтобы «снивелировать» подобные угрозы и одновременно использовать в интересах региональной стабильности те модели, на которые в настоящее время готовы согласиться власти Белграда и Приштины, - включая разграничение и обмен территориями на компромиссной основе. Соответствующие гарантии обеспечения интересов особенно важны для Сербии с учетом того, что с территориальной точки зрения указанное соглашение представляется для сербов не таким выгодным, как для албанцев.
комментарии(0)