Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
С начала украинского кризиса 2014 года у многих российских граждан сложилось впечатление, будто весь «цивилизованный мир» прямо-таки ополчился против Москвы. Сплошь санкции, запреты, черные списки, угрозы и оскорбления – пнуть Россию желающих стало более чем достаточно.
Между тем, как это ни покажется странным, самые надежные и верные партнеры России находятся в Западном полушарии, за тысячи километров от ее границ. Все они в отношении России проводят принципиальную политику поддержки, не шарахаются из стороны в сторону под давлением «больших и сильных с севера».
Почему так происходит? И каковы гарантии, что эти союзники не разочаруются в России и не повернутся к ней спиной?
Начнем с того, что таких стран нынче четыре – Венесуэла, Боливия, Никарагуа и Куба. Две последние имели тесные союзнические отношения еще с СССР, но затем оказались банально кинутыми сначала советским, а затем и российским руководством. Но, даже помня об этом предательстве, и Гавана, и Манагуа по-прежнему выступают за укрепление отношений с Москвой и делают очень много, чтобы они хотя бы минимально развивались.
Что касается большой политики, то прежде всего Венесуэла и Никарагуа являются самыми верными партнерами России. В стенах ООН они всегда (подчеркиваю это слово) голосуют за предлагаемые Россией резолюции и выступают против любого решения, наносящего мировым сообществом ей вред.
Символично, что именно Венесуэла и Никарагуа официально признали независимость Абхазии и Южной Осетии плюс принадлежность Крыма России (для примера, ни одна постсоветская страна этого не сделала). А правительства Кубы и Боливии в рамках различных межамериканских структур всегда поддерживают там российские интересы.
Очень активно развивается военное сотрудничество Венесуэлы и России. Заложено оно было еще при президенте Уго Чавесе. Хотя надо понимать, что то оружие и военное снаряжение российского производства, которым сегодня снабжена армия Венесуэлы, вряд ли сможет ей сильно помочь в случае, к примеру, военного вторжения США. Но чтобы не допустить каких-то резких телодвижений со стороны соседних Колумбии и Бразилии, его будет вполне достаточно.
Сложно оценивать будущее экономического сотрудничества России с союзниками в Латинской Америке. По существу, лишь с Венесуэлой оно имеет выгодные перспективы. Но и здесь есть много проблем, связанных как с тем, что у правительства в Каракасе сейчас нет ни на что денег, так и с большими рисками по причине сохраняющейся политической нестабильности и неопределенности в стране.
Помимо этого Венесуэла имеет перед Россией существенный долг, который нынешнему правительству Николаса Мадуро вернуть будет крайне сложно. К тому же при закупках венесуэльской нефти российской стороне ее очень трудно перерабатывать, а тем более продавать в связи с ужесточающимися каждый день американскими экономическими и финансовыми санкциями против Каракаса.
Что же касается экономического сотрудничества с Кубой, Никарагуа и Боливией, то они хотели бы развивать его с Москвой либо в стиле некогда устраивавшего их братского взаимодействия с СССР, либо по схемам, которые предлагает им Пекин, – сооружение объектов инфраструктуры на китайские кредиты, китайской рабочей силой и с помощью китайских технологий.
Разумеется, ничего подобного сегодня Россия этим странам предоставить не в состоянии. Плюс надо учесть, что не только эти, но и остальные латиноамериканские страны в своих отношениях с иностранными партнерами (а не только с Россией) очень рассчитывают, грубо выражаясь, на халяву. От России они не прочь были бы получить солидные инвестиции в добычу полезных ископаемых (тот же газ в Боливии), а вот работать на какой-то взаимовыгодной коммерческой основе они не особо настроены.
Поэтому, оценивая ситуацию прагматически, следует признать, что шансов на развитие широкого и взаимовыгодного экономического партнерства с четырьмя странами Латинской Америки, поддерживающими Россию на мировой арене, не так уж много. И слишком далеко они от Москвы находятся, и стоить это для российского бюджета будет очень дорого. Да и политически Москва крайне пассивно ведет себя в целом в этом регионе, несмотря на то что потенциально именно эти страны для ее международных интересов наиболее перспективны.
Что в отношениях с союзниками России в Западном полушарии будет дальше? Позиции Мадуро в Венесуэле довольно шаткие: он сам допустил появление в стране чуть ли не альтернативного президента и фактически расколол ее пополам. В Боливии Эво Моралес скоро уходит из власти, и, какие отношения предпочтет с Москвой его сменщик, предсказать невозможно. На Кубе руководство готово и дальше развивать отношения с Россией, но там уже от нашей стороны будет зависеть, пойдет ли Гавана на реальное, а не словесное возвращение Москвы на Остров свободы, в том числе в военной сфере.
Непростая ситуация складывается в Никарагуа, где руководство в лице президента Даниэля Ортеги и его супруги, которая занимает пост вице-президента, находится под сильнейшим давлением со стороны широких слоев населения. К тому же администрация США занесла Никарагуа в список стран-диктатур в Западном полушарии, с которыми надо как можно скорее и решительнее разобраться.
И тем не менее на сегодняшний день латиноамериканская «четверка» остается самым надежным союзником России. Все они не в пример желающим только получить все от Москвы, но ничем и нигде ее не поддержать постсоветским странам ни разу не предали российских интересов. Как и не присоединились ни к одной кампании тех же США и Канады по санкциям и давлению на Россию. Другой вопрос, готовы ли в Москве пойти с ними по этой причине на более тесное сотрудничество, чем на данный момент.
комментарии(0)