Фото Marco Bello/Getty Images
Боливарианская Республика охвачена жесточайшим социально-экономическим кризисом, сочетающимся с острой политической нестабильностью. Перед ней стоят сразу несколько вызовов. Во-первых, сжимается кольцо непризнания действующей власти международным сообществом. Во-вторых, усугубляется проблема обеспечения населения, и прежде всего детей, элементарными продуктами питания и медикаментами. В-третьих, возникает вопрос, выживет ли оппозиция в условиях жесткого давления со стороны власти и возможно ли наладить конструктивный диалог между ними.
Попробую разобраться с каждым из них. На днях Организация американских государств (ОАГ), старейшая региональная структура, объединяющая 34 страны Западного полушария, на заседании Постоянного совета приняла судьбоносное решение: исключить из ОАГ представителя президента Николаса Мадуро и назначить на его место Густаво Тарре, делегированного Национальной ассамблеей (оппозиционного парламента). За решение проголосовали посланцы 18 стран, 9 выступили против, 6 воздержались, 1 не присутствовал на заседании.
Хотя номинально данное решение должно быть утверждено министрами иностранных дел, оно означает мощный удар по правительству Венесуэлы. Если к этому присовокупить свыше 50 государств Америки и Европы, не признающих с недавних пор Мадуро, то картина получается крайне неприглядной. Правда, власть поддерживают: Куба, получающая от Каракаса нефть по льготным ценам; Китай, вложивший значительные инвестиции в добывающую отрасль; Турция, Иран и Россия. Все это позволяет держаться режиму на плаву.
Теперь о чисто гуманитарном аспекте – обеспечении народа элементарными продуктами и медикаментами. Это тоже превратилось в сугубо политический вопрос. Когда оппозиция попыталась организовать прибытие гуманитарного конвоя из-за границы, власть помешала этой акции, выставив на границе с Колумбией вооруженных автоматчиков.
На помощь пришел Красный Крест, который заявил о готовности поставить некоторое количество грузов, очистив эту акцию от политической составляющей. Мадуро в конце марта встретился с руководителем организации Петером Маурером, обещавшим отправить в течение 15 дней 650 тыс. продовольственных пайков. Свое обещание он начал выполнять, и первая партия, минуя таможенный досмотр, поступила 18 апреля. Разумеется, иностранцы решить внутренние проблемы Венесуэлы не могут. Но сегодня без них не обойтись.
И вновь о диалоге власти и оппозиции. Этой проблемой крайне озабочено мировое сообщество. В Монтевидео создана так называемая Международная контактная группа (МКГ), ядро которой составляют Уругвай и Мексика, находящиеся как бы над схваткой. Позднее к ним присоединился Европейский союз, представленный верховным представителем по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини. Обеспокоена ситуацией и Группа Лимы, объединяющая 14 стран Латиноамериканского региона. О необходимости диалога говорит и Россия.
С появлением на политической авансцене председателя Национальной ассамблеи Хуана Гуайдо, заступившего на эту должность в порядке ротации, проблема диалога (за него всегда ратовала системная оппозиция в рамках круглого стола демократического единства) обрела невиданное ранее измерение. Провозгласив на массовом митинге 23 января готовность взять на себя функции временного президента, он быстро завоевал авторитет в стране и за рубежом. После старта масштабной операции «Свобода» Мадуро, опасаясь свержения, несмотря на заверения армии в поддержке, в очередной раз заявил о готовности возобновить диалог, неоднократно прерывавшийся в прошлом.
Бытует ошибочное мнение, будто Гуайдо противится подобной форме общения. Постоянная мобилизация людей, озабоченных систематическим отключением электричества и постоянными перебоями с водой, преследует двоякую цель: нарастить собственный потенциал и вынудить президента, назвавшего оппонента паяцем, пляшущим под дудку империализма, сесть за стол переговоров и обсудить животрепещущие проблемы нации.
Лично я сомневаюсь в искренности намерений Мадуро. Но, как говорится, надежда умирает последней. Без диалога страна останется в подвешенном состоянии. А такое ненормальное положение долго продолжаться не может.
комментарии(0)