Желанные дипломы лауреатов школьных олимпиад зачастую достаются протеже влиятельных лиц. Фото с сайта www.myhseolymp.ru
Много лет меня волновал вопрос: а зачем существует Всероссийская олимпиада школьников (Всеросс)? Кто эти гении, отобранные лучшими учителями страны и ими же высочайшим образом оцененные? Наверное, не все знают, что преференции участников Всеросса очень своеобразны. Здесь, например, поступление после 9-го класса сразу в университет. И возвращение победителя-девятиклассника в школу, но уже в 11-й класс, чтобы еще раз «попробовать» безо всякой надобности свои силы, но при этом, оказывается, он будет получать стипендию.
Для представителей регионов это еще и социальный лифт. И именно в регионах происходят события, о которых мы порой и не догадываемся. Еще в прошлом году ко мне обращались люди из разных мест, причем совсем незнакомые, рассказывавшие разного рода истории то о пропаже работ олимпийцев, то о том, что в регионе не принято вывешивать сканы работ, то о том, что сам срок апелляции, которая даже на уровне 1–2 баллов может стать пропуском на Всеросс, скрывается региональными органами просвещения и т.д. и т.п.
В 2019 году в Астраханском регионе произошла и даже еще продолжается история, которая может стать лакмусовой бумажкой всего того, что происходит со Всероссийской олимпиадой школьников по литературе.
Есть даже группа «ВКонтакте» – «Типичный олимпиадник», которая занимается мониторингом региональных чудес без кавычек. И там, под названием «И снова к вопросу о нищих регионах», мы прочли о том, что две 11-классницы – Салтанат Кенжебаева и Вероника Уварова, – получив 78,5 и 80,5 балла соответственно, пытались подать заявление на апелляцию. Упорные девочки ее добились, повысили свои баллы до 84 и 83,5, то есть прошли на Всеросс. Однако уже в Москве, куда приехала одна из авторов поста в «Типичном олимпиаднике», выяснилось, что фамилий двух девочек в приказе Министерства просвещения РФ нет как нет.
Астраханское министерство после очень сильного давления и нелегких переговоров отправило в Москву уведомление о (будем верить) технической ошибке. Участница олимпиады с мамой посетили и Минпрос РФ, и омбудсмена по правам ребенка в РФ, и администрацию президента РФ, и свою астраханскую прокуратуру. Все обещали рассмотреть заявление в срочном порядке.
Но вот каков был ответ из Министерства просвещения РФ, от начальника Департамента государственной политики в сфере общего образования А.Е. Четверткова: мы предупреждали регионы, что вносить изменения в документы после определенного срока нельзя; участнице специально пояснили, что министерство не осуществляет надзорных функций за проведением олимпиад в регионах – за это отвечают местные власти.
Заметим, что внесение изменений в приказы, связанные с техническим сбоем (а протоколы апелляций были предъявлены), не является надзорной функцией. В свою очередь, если органы местных образовательных структур не имеют отношения к Москве и ею не контролируются, то как Минпрос вообще рискует выпускать свои приказы на основании недоступных его проверке данных?
Это очень важный симптом: на региональном и министерском уровне отсекают заведомых лидеров своего региона. И в случае, описанном выше, это особенно очевидно.
Понятно, что Астрахань не останется без своей участницы, которой поставили сразу проходной балл. Но это совсем другая девочка, не из наших двух. Сюжеты о ней выходят на местном телевидении, она гордо сообщает, что «сделала себя сама».
Кто она такая, как ее зовут и т.д., нас вообще не интересует. Знаем мы лишь одно: будучи единственной представительницей от астраханского Министерства просвещения, эта self-made schoolgirl имеет намного большие шансы получить призовую квоту, чем в соревновании с другими участницами из своего же региона. Между тем Астрахань имеет свой невеселый опыт в прежнюю пару лет, когда еще одна выдвинутая астраханским Минпросом участница дважды набрала менее 50% баллов в финальном туре.
Пока идут перезвоны между родителями участниц и министерствами, правоохранительными органами, администрациями и т.д., проходит время. Финал олимпиады по литературе состоится в Калининграде 13 апреля. Очень похоже, что до этого момента и тянут время заинтересованные лица.
Поэтому, никак не преуменьшая заслуг лидера астраханского рейтинга, сообщим, что одна из названных нами участниц, добившихся повышения своих баллов через процедуру апелляции, уже дважды призер олимпиад 2019 года I уровня, а вторая – 8-кратный (!) победитель и призер олимпиад по филологии, журналистике и литературе этого же уровня – «Ломоносов» и «Журналистика» (МГУ), «Высшая проба» (НИУ ВШЭ) за последние годы. К тому же в 9-м классе она была участницей финала Всеросса, куда попала с ничуть не меньшими мытарствами, чем сейчас.
Вывод здесь один: Всероссийская олимпиада школьников по литературе организуется для сознательного отсечения от финального тура тех, кто действительно готов стать филологом, историком и т.д. Складывается впечатление, что она предназначена для создания и в столицах, и в регионах ощущения, что настоящим запросом на гуманитарное образование является уровень среднего ученика, следов которого мы не увидим потом на пыльных тропинках научных планет.
Чтобы не казалось, что все так плохо, отметим: в последние два года существенно адекватнее стали результаты «Высшей пробы», есть шансы и у участников «Ломоносова». Но похоже, нет шансов у тех, кто участвует в олимпиадах, проводимых по приказам Министерства просвещения РФ.
Время исправить ситуацию этого года еще есть. Ждем. Но ждем и радикальной реформы системы Всероссийской олимпиады школьников, далеко не только в части порядка исправления технических ошибок. Здесь уже ситуация просто перезрела.
комментарии(1)
0
Варвара 14:37 05.04.2019
Прочитала вашу статью, как же я со всем согласна. Дело в том, что это не единичные случаи. В этом году моя дочь прошла по квоте в финал олимпиады по русскому языку. Две недели чиновники решали, кто будет оплачивать поездку, в итоге за два дня прислали кучу документов, которые надо сделать, проезд за свой счёт и надо ещё заплатить за учителя 35 тысяч, у региона нет денег. Вот мы и не поехали, а ведь могли что-нибудь и занять.