На фото глава ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Фото Sean Gallup/Getty Images
Председатель Христианско-демократического союза (ХДС) и, возможно, как утверждает государственное информационное агентство Deutsche Welle (DW), будущий канцлер Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр заявила в выпуске передачи heute-journal телеканала ZDF, что, мол, российские власти многое делают для того, чтобы «ослабить, дестабилизировать страны ЕС и его ближайших соседей». На подобные действия необходимо четко реагировать, подчеркнула политик. По ее словам, члены Европейского союза должны «держаться вместе». Кроме того, Крамп-Карренбауэр раскритиковала европейские популистские партии, которые, по ее мнению, получают поддержку со стороны Москвы.
Возникает вопрос, какая Европа нужна России? Для ответа на него достаточно вспомнить одно из программных высказываний российского лидера Владимира Путина, относящихся еще к 2016 году. Он тогда сказал по поводу Европы, что России нужен «надежный, сильный и, что немаловажно, самостоятельный партнер». А спустя два года, накануне посещения Вены с рабочим визитом, он еще раз подчеркнул австрийскому телеканалу: «У нас нет цели что-то или кого-то разобщить в ЕС. Наоборот, мы заинтересованы в едином и процветающем Евросоюзе, потому что он является нашим важнейшим торговым и экономическим партнером».
В данном контексте для Путина важно найти партнера в возникающем сегодня многополярном мире. И учитывая острую заинтересованность России и в экономической, и в политической поддержке ЕС (если упомянуть в данном случае хотя бы антииранские санкции США), то, конечно, таким партнером вполне может быть Европа. Тем более что ведущие государства ЕС – Германия и Франция – не прекратили политические контакты с Москвой, хотя, надо признать, их содержание стало беднее.
Глава Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, оценивая перспективы отношений России с Европой, писал, что между американо-британским ядром Запада, к которому могут примкнуть Канада, Австралия и, может быть, другие страны, и основным ядром Европейского союза (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Австрия) возникнут серьезные расхождения, в том числе по вопросу о том, как вести дела с Россией.
Конечно, вряд ли Крамп-Карренбауэр все эти политические перипетии большой политики неизвестны. Другой вопрос, зачем нужно новому лидеру немецких консерваторов вытаскивать на свет пугало российской угрозы. Скорее всего дело в том, что, как любой политик, Крамп-Карренбауэр предпочитает держаться в свете юпитеров. Другими словами, ей нужны инициативы, которые позволяли бы демонстрировать себя как опытного менеджера не только в немецких делах, но и на международной арене. Тем более что ее претензии на кресло канцлера предполагают хорошее ориентирование в европейских вопросах.
Но буквально за день до своего антироссийского выступления на германском ТВ она получила довольно резкий отпор от французского министра иностранных дел, когда попыталась продвигать идею членства ЕС в Совете Безопасности ООН. Как сообщает AFP, Жан-Ив Ле Дриан в прошедшую пятницу в Нью-Йорке назвал подобные предложения глупостью. Ведь в таком случае Франции пришлось бы отказаться от места постоянного члена Совбеза. Конечно, Крамп-Карренбауэр надо было как-то сгладить свою неуклюжую попытку продвижения общеевропейской идеи на международном уровне, но, видимо, ничего, кроме традиционной антироссийской риторики, ей в голову не пришло.
Понятно, что и последовавшие в том же заявлении обвинения европейских популистских партий в получении поддержки от Москвы тоже не имеют твердой доказательной базы. Но тут Крамп-Карренбауэр скорее всего преследовала уже внутриполитические цели. Ведь не секрет, что сторонники ХДС все активнее перебегают к правопопулистской «Альтернативе для Германии» (АдГ), которая в миграционной политике придерживается более последовательной линии. И в данном случае «российская угроза» должна образумить христианских демократов в преддверии выборов в Европарламент в конце мая. Остается только сожалеть, что Крамп-Карренбауэр большинство аргументов заимствует в основном из антироссийской повестки. Иногда это даже напоминает печальные 1950-е, известные разгулом маккартизма. Правда, пугалом тогда был коммунизм.
комментарии(0)