0
3081
Газета Я так вижу Печатная версия

31.03.2019 17:33:00

Музеям предлагают хранить экспонаты вскладчину

Министр культуры хочет открыть "новую страницу в истории"

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Евгеньевна Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: музеи, фондохранилище, государственное фондохранение, новая москва


музеи, фондохранилище, государственное фондохранение, новая москва В Новой Москве может появиться фондохранилище для нескольких федеральных и столичных музеев. Фото РИА Новости

«Большой проект, который мы обсуждаем с правительством Москвы, – строительство современного фондохранилища в Новой Москве», – сказал министр культуры Владимир Мединский на итоговом заседании коллегии Минкультуры. Согласно пресс-службе ведомства, «ожидается, что на площади 70 тыс. кв. м (20 тыс. – для музеев Москвы, 40 тыс. – для федеральных) разместятся фонды четырех федеральных музеев и двух-трех московских. Помимо площадей для хранения фондов в здании будут выставочные пространства, кино- и лекционные залы». Мединский добавил, что в случае реализации проекта они откроют «новую страницу в истории государственного фондохранения».

Объединение всего со всем – тенденция, пришедшая и в культурную политику. И в этом смысле, увы, слова директоров музеев о том, что их институции конкурируют за посетителя с торговыми центрами, обретают печальную наглядность. Ведь и получается, как в ТЦ, – все в одном месте, везде примерно один набор опций (а в контексте минкультовских требований посещаемости и внебюджетных доходов – получается, услуг): чтобы можно было охватить за раз побольше, чтобы было кино, лекции, а еще магазины и кафе (об этом министр тоже сказал).

То, что размывается специфика разных музеев, опыт, который можно получить только в этом здании и только глядя на эти произведения, – это полдела, но это о культуре, не о посещаемости. Можно предположить, что власти – Минкультуры и столичные – собираются окультуривать Новую Москву. Затея, наверное, благая... И дорогостоящая. При этом вот, например, деталь из последних новостей: реконструкция переходящей с 1 апреля в ведение Третьяковки оставшейся части здания ЦДХ начнется в 2022-м против первоначально намеченного 2021 года. По словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, поиск внебюджетных средств требует больше времени, чем предполагалось. И это ситуация одного из самых активных музеев – в том числе и в плане привлечения спонсорских денег.

Вообще идея открытых фондохранилищ – не новость, такое есть у Эрмитажа в комплексе в «Старой деревне». Со входом только в экскурсионном режиме и по предварительной записи. Депозитарно-реставрационный и выставочный комплекс строят для Пушкинского музея и – рядом с главным зданием, часть депозитария планируют сделать с открытым хранением. А в Новой Москве объединят несколько музеев... Каких и по какому принципу, обсуждалось ли это с музейной общественностью? В СМИ комментариев музейных экспертов найти не удалось. И что именно туда будет перевезено, то есть что планируется оторвать от непосредственной близости к музейным комплексам, расположенным в центре города? Попытаемся представить: музейный сотрудник готовит научную публикацию или выставку, и ему нужно пойти в фонды, чтобы поработать с произведением – то есть в некоторых случаях поехать в Новую Москву.

Еще один вопрос, собственно, в последние месяцы – главный. Как и кто это будет охранять? С одной стороны, после случая с кражей картины Куинджи глава департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов сообщил, что обязанность охраны произведений из Музейного фонда РФ – дело самих музеев, в рамках выделенных им бюджетных субсидий (см. «НГ» от 29.01.19), которых, как известно, не хватает даже на подготовку крупных выставок. При этом ведомство поощряет успехи музеев с пресловутым ростом посещаемости и сбавлять темпы с этим, казалось бы, второстепенным показателем (впрочем, сверху музеям навязанным) не собирается. С другой стороны, после недавней провокации в той же Третьяковке с ходившим по залу человеком в трусах (см. «НГ» от 25.03.19) выяснилось, что постов Росгвардии на выходе из музея нет... И это в условиях давнишней общей нехватки этих самых постов в музеях – и притом, что в федеральных институциях ситуация все-таки лучше, чем с ЧОПами в нефедеральных. Кто в таком случае будет охранять фондохранилище федеральных и столичных музеев в Новой Москве?

Так совпало, что незадолго до объявления министром о создании сборного фондохранилища и вроде бы абсолютно по другому поводу вышло заявление Союза музеев России. В нем говорится о недавних провокациях в Третьяковке и в Историческом музее, дальше проблема охраны берется шире: «До предоставления текстов проверок обеспечения безопасности в крупных музеях публикуются громкие сообщения о найденных недостатках. Все это внушает обществу одну идею – сотрудники музеев не умеют хранить доверенные им сокровища и их следует передать в другие, более надежные руки. О том, что могут сделать эти «руки», напоминает история продаж коллекций Эрмитажа советским правительством в 20–30-е годы». Распоряжались тогда собраниями власти, а юридической основой их всевластия было существование единого музейного фонда государственной собственности, пользование которым не имело ограничений. 

Завершается обращение так: «Союз музеев России с сожалением вынужден констатировать, что защита музейных коллекций опять становится приоритетом, ограничивающим возможности открытости и гостеприимства по отношению к посетителям. Плохо, когда круг врагов в этой борьбе оказывается слишком широким и разнообразным». Но именно открытости и увеличения посещаемости от музеев правительство не прекращает требовать – несмотря на проблемы безопасности и то, сколько посетителей в принципе могут принять музейные здания (о последнем не раз говорил директор Эрмитажа и президент Союза музеев РФ Михаил Пиотровский), несмотря на то что в культуре количество не может, но стало критерием. Идея же сборного фондохранилища в том виде, как она представлена сейчас, опять вписывается в гонку за количественными показателями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гертруда Стайн как явление мировой культуры

Гертруда Стайн как явление мировой культуры

Владимир Соловьев

К 150-летию легендарной парижанки

0
3830
Новая Москва молодеет и строится

Новая Москва молодеет и строится

Галина Грачева

Активное развитие территории привлекает и жителей, и инвесторов

0
5608
2. В главных музеях страны сменилось руководство

2. В главных музеях страны сменилось руководство

В своем кресле остается только Михаил Пиотровский

0
6885
«Жало мудрыя змеи»

«Жало мудрыя змеи»

Юрий Юдин

Константин Вагинов как мумификатор петербургской культуры

0
4962

Другие новости