Фото Carlos Becerra/Anadolu Agency/Getty Images
Среди латиноамериканских интеграционных объединений, а их значительное количество, некогда видное место занимал Общий рынок стран Южной Америки (по-испански UNASUR). Группировка была создана, когда в регионе на подъеме находилась так называемая левая волна, объединившая режимы радикального толка. Достаточно упомянуть президентов-харизматиков: бразильца Луиса Инасио Лулу да Силву, венесуэльца Уго Чавеса, боливийца Эво Моралеса, дабы иметь представление о потенциале объединения.
Предшественником UNASUR явилось Южноамериканское сообщество наций, созданное в 2004 году. Это было знаковое время для континента. Тогда отмечалось 180-летие битвы при Айакучо (9 декабря 1824 года), в которой патриоты под руководством великого Симона Боливара одержали решающую победу над иностранными завоевателями. В 2007 году на VI саммите оно было переименовано в нынешнюю структуру.
Поначалу, опираясь на авторитет лидеров, пользовавшихся огромным влиянием в регионе, объединение функционировало успешно, набирало обороты. Интеграционная модель на первых порах, придерживаясь неолиберализма, исправно работала. Были отменены все пошлины, таможенные барьеры, создан Банк Юга, кредитовавший коллективные и иные проекты в сферах энергетики, горного дела, нефти. Первым временным руководителем UNASUR была чилийка Мишель Бачелет, а генеральным секретарем, сменявшимся ежегодно, стал президент Аргентины Нестор Киршнер. Штаб-квартира организации временно находилась в Бразилиа, позднее переместилась в Кито, столицу Эквадора. Для нее соорудили специальное здание. Парламент размещался в Кочабамбе (Боливия).
Позднее по мере изменения политического расклада в регионе начались определенные трудности, постепенно накапливавшиеся, как снежный ком. Модель начала давать сбои. Неотвратимо надвигался кризис.
Апогеем кризиса UNASUR стала кардинальная смена режимов на континенте. Вспомним перемены в Аргентине, Бразилии, Парагвае, Перу, Чили, а также колоссальные неурядицы, переживаемые Венесуэлой при главе государства Николасе Мадуро. Остается практически единственный верный приверженец прежних порядков Эво Моралес, вознамерившийся баллотироваться на четвертый срок.
К этому добавились трудности чисто технического порядка. После ухода в отставку генерального секретаря колумбийца Уго Сампера ему долго не могли подобрать достойной замены. Но самое основное – невозможно найти приемлемый консенсус между участниками, настолько разошлись их пути. Дело в том, что в ряде стран (Венесуэла, Бразилия, Эквадор) значительно усилились роль и влияние государства, стремившегося подмять под себя рыночные механизмы.
Чили после вторичного прихода к власти в прошлом году правоцентриста Себастьяна Пиньеры в качестве приоритета интеграции выбрала перспективный Тихоокеанский альянс, куда также входят Мексика, Колумбия и Перу. Эта наиболее динамично развивающаяся структура. В нее стремятся войти многие государства. Образовалась очередь кандидатов, ожидающих принятия. Аргентина и Бразилия в настоящее время ориентируются на Общий рынок Юга – MERCOSUR, в который входят также Уругвай и Парагвай. После выхода из него искусственно присоединенной Венесуэлы объединение приобрело нынешний облик.
Мощным ударом по объединению стал выход из нее на неопределенный срок значительной группы стран. Сыграло роль и принципиальное изменение позиции Эквадора при главе государства Ленине Морено. Он не продолжил курс предшественника Рафаэля Корреа. После выхода в начале 2018 года из Боливарианского альянса, где состояли все леворадикальные режимы региона, Кито стал прохладно относиться к и к этой интеграционной структуре.
Все вышесказанное позволяло говорить о приближающемся закате некогда весьма влиятельного объединения, не справившегося с кардинальными переменами на континентальной арене, которые отечественные исследователи нарекли «правым поворотом». Такова суровая реальность. Ее нельзя игнорировать. Следует адекватно отвечать на вызовы времени.
И вот предположения экспертов оправдались. В минувшую пятницу главы Чили, Колумбии, Бразилии, Аргентины, Парагвая, Перу и Гайаны, собравшиеся в Сантьяго, подписали базовый документ о создании альтернативного Форума во имя прогресса Южной Америки (PROSUR), который придет на смену UNASUR. Против высказались Боливия из идеологических соображений и Уругвай, полагавший, что решение явилось скоропалительным. Горячими приверженцами новой организации выступили президенты Колумбии Иван Дуке и Чили Себастьян Пиньера. Комментируя значимость события, хозяин встречи подчеркнул: «Для наших стран это весьма благоприятный день. Ведь мы не собирались предыдущие пять лет». В итоговой декларации отмечалось: «Это будет гибкая, динамичная, незатратная структура».
Интересно, что действующего президента Венесуэлы Николаса Мадуро на встречу в Сантьяго не позвали. Приглашение было направлено самопровозглашенному главе государства и председателю Национальной ассамблеи Хуану Гуайдо. Оппозиционер поблагодарил Пиньеру за приглашение, однако ни он, ни его представители в Чили не приехали.
В завершение заметим, что мы присутствуем при незаурядном событии – создании обновленной интеграционной группировки. В ее задачу входят защита демократии, а также укрепление региональной интеграции, отмечается в совместной декларации лидеров восьми стран.
комментарии(0)