Фото Pixabay.com
Пока мировое сообщество всецело погружено в венесуэльские дела, ситуация в Центрально-Американской Республике оказалась оттесненной на задний план. Хотя Никарагуа тоже превратилась в горячую точку континента.
Детонатором невиданного доселе всплеска выступлений населения стало намерение власти инициировать пенсионную реформу. Была предпринята попытка уменьшить огромный дефицит Пенсионного фонда. Она заключалась в повышении вклада работников с 6,25 до 7%, а предпринимателей – сначала с 19 до 21%, а затем до 22,5%. Пенсионерам же предписывалось ужаться на 5%.
Это решение, обнародованное в апреле 2018 года, вызвало мощную волну протестов, не прекращающихся по настоящий момент. Против граждан, выступивших во всех городах, бросили отряды полиции. Всего за этот период 325 человек были убиты, несколько сот ранены, 700 брошены за решетку. Ущерб, нанесенный экономике, исчисляется в 100 млн долл.
Президент Даниэль Ортега был вынужден отменить проведение болезненной реформы. Затем правительство, реагируя на призыв кардинала Леопольдо Бренеса, заявило о готовности приступить к поискам приемлемого выхода из ситуации.
Позднее протесты обрели политический характер. Стали раздаваться призывы к отставке семейного тандема. Пришел конец идиллическим отношениям власти с бизнесом. Об этом свидетельствовало участие Высшего совета частных предпринимателей в означенных событиях. «Мы не сядем за стол переговоров, пока убивают нашу молодежь, – категорически заявлял Мишель Хейли, президент Союза сельскохозяйственных производителей. – Люди требуют свободы волеизъявления, проведения прозрачных выборов, разделения властей».
Краткая передышка наступила после того, как власти обещали прекратить репрессии. Посредником в переговорах согласился стать кардинал Бренес. В изменившейся ситуации руководство бизнес-организаций склонилось к диалогу.
Между тем появилась трещина в рядах правящей партии. Брожение началось во втором по значению городе Леоне. Активистка Элиза Родригес, участвовавшая в оказании помощи раненым, сделала знаменательное заявление: «Мы сандинисты, но не приверженцы Ортеги. Люди устали от репрессий и авторитаризма».
Ответственный секретарь Ассоциации прав человека Альваро Лейва утверждал, что непосредственную вину за убийство участников акций протеста несет супружеская пара – президент Ортега и вице-президент Росарио Мурильо. За это их необходимо лишить иммунитета. С подобной просьбой Лейва обратился в прокуратуру.
28 апреля 2018 года в Манагуа состоялся многотысячный марш «За мир и справедливость», созванный по инициативе Епископальной конференции. Его особенностью стало отсутствие на мероприятии силовых структур. Собравшиеся требовали проведения тщательного расследования и сурового наказания виновных. Они призывали власти к диалогу, подчеркивая, что это необходимо для кардинальных перемен, а не в качестве передышки для властей. Примечательно, что председатель Национальной ассамблеи Густаво Поррас объявил о создании Комиссии правды с участием квалифицированных юристов, интеллектуалов, представителей церкви и студенчества.
Свою точку зрения высказал и Эрнесто Карденаль, всемирно известный поэт, священник, активно участвовавший в сандинистском движении на первом этапе, а позднее порвавший с руководством. Этот авторитетный деятель, автор ряда глубоких философских работ, долго хранивший молчание, категорически заявил: «Власти обязаны уйти в отставку. Нам нужна обновленная республика».
Исключительную активность продолжают проявлять студенты университетов. Они требовали проведения в кратчайшие сроки досрочных свободных, прозрачных президентских выборов под контролем международных наблюдателей.
Диалог стартовал 16 мая. Власть представляли глава государства, вице-президент и ряд чиновников. Но, едва начавшись, процесс забуксовал из-за отсутствия консенсуса. Стороны договорились продолжить его, создав смешанную комиссию для выработки повестки переговоров. Однако напряженность не стихала. В горячую точку превратился городок Масая с населением 160 тыс. жителей в 28 км от столицы. Там возвели баррикады у комиссариата полиции и с мегафонами в руках призвали начальство сдаться, обещая сохранить ему жизнь. 29 июня люди вышли на улицы, требуя отставки президента. Они восклицали: «Мы не боимся. Пусть уходит. Выборы немедленно!»
В начале июля Ортега отверг возможность проведения досрочных выборов, за которые ратуют оппозиция и авторитетные международные организации, ссылаясь на незыблемость Конституции. Похоже, он опасался не переизбраться в условиях честной конкурентной борьбы.
Независимо от исхода острейшей конфронтации стало очевидным, что общество проснулось после длительной спячки, а кресла под семейным тандемом Ортеги и Мурильо сильно зашатались.
Напомним, что Ортега находится у руля правления Никарагуа три срока подряд по пять лет, не считая переходного этапа после падения диктатуры и первого демократического мандата. В 2016 году вице-президентом стала супруга, поэтесса Росарио.
На днях под давлением национальной и международной общественности президент, выпустив из заточения 100 заключенных, заявил о готовности вернуться за стол переговоров. Насколько искренни эти намерения, покажет ближайшее будущее.
комментарии(0)